Для солдата на передовой война всегда была смертельным риском. Пехотинец жил буквально от нескольких часов до нескольких лет — кому как повезет. Кто-то погибал при первой атаке, кому-то удалось пройти пешком, а то и ползком, тернистый путь аж до Берлина.
Отважный пехотинец, Герой Советского Союза Николай Шарко в 21 год был тяжело ранен — ему ампутировали ногу. Но главное — он выжил! Несмотря на инвалидность, продолжил трудиться уже на мирной земле и до последнего дня много работал. Именем Шарко назван Дворец культуры Белорусского общества глухих в Минске, не забывают о своем заслуженном земляке и в Дзержинске: на главной площади ему установлен памятный знак, а одна из улиц носит его имя. Мы прогулялись по ней в год столетнего юбилея Николая Филипповича и узнали у его дочерей, каким прекрасным, щедрым и добрым человеком он был.
Смелого пуля боится
Николай Шарко — уроженец деревни Макавчицы Дзержинского района. Родители мальчика, который появился на свет в январе 1924 года, были небогаты, на жизнь зарабатывали тяжелым крестьянским трудом. Работать в поте лица с детства привык и Николай — помогал семье по хозяйству. Был настойчивым, целеустремленным, самостоятельным. Окончив семилетку, сельский паренек отправился в Ленинград получать профессию. К 16 годам Николай стал квалифицированным слесарем, работал на железнодорожной станции, трудился наравне со взрослыми. Юноша мечтал продолжить образование, но началась война, которая в корне изменила его жизнь…В Красной армии Николай Филиппович с июля 1942-го — пришел в военкомат добровольцем. Стал курсантом Куйбышевского военного пехотного училища, после получил под командование стрелковый взвод. Первое боевое крещение принял под Ворошиловградом (ныне Луганск).
Жанна Высоцкая, заведующая отделом Дзержинской центральной районной библиотеки, более 20 лет собирает и изучает сведения о знаменитых земляках. Собеседница приводит важные моменты биографии Героя:
— Утром 23 июня 1944 года залпы возвестили о начале знаменитой наступательной операции под кодовым названием «Багратион». Войска 1-го Белорусского фронта успешно провели Бобруйскую операцию, в результате которой окружили и вывели из строя более шести дивизий противника. В этих боях мужественно сражались бойцы роты под командованием Николая Шарко — он был невероятно горд, что может участвовать в освобождении родной земли от ненавистных оккупантов. За умелое командование подразделением ему присвоили звание капитана, наградили двумя орденами Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.
Краевед подытоживает: Шарко участвовал в освобождении Запорожья, Кривого Рога, Ковеля, Люблина, в овладении Магнышевским плацдармом — в его копилке множество заслуг и побед. За героизм и мужество, проявленные в ходе Висло-Одерской операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945-го гвардии капитану Николаю Шарко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В ожесточенных боях при освобождении Познани командир роты, которому только исполнился 21 год, был тяжело ранен. После ампутации левой ноги он больше не вернулся в строй. Приехал в Минск. Окончил педагогический институт, работал в органах соцобеспечения, с 1952-го и до конца своих дней возглавлял общественное объединение «Белорусское общество глухих». Николая Шарко не стало 4 июля 1997 года, он похоронен на Восточном («Московском». — Прим. ред.) кладбище в Минске.
Воспоминания бесценны
На фасаде дома № 23 по улице Янки Купалы в Минске, в котором жил Николай Шарко, установлена мемориальная доска. Сегодня в родительской квартире проживает старшая дочь героя. Светлана Галузо с особым трепетом вспоминает об отце:— Папа был необыкновенным человеком! Очень трудолюбивый, ответственный, честный, отзывчивый. Всегда откликался на любую просьбу, готов был помочь даже малознакомым людям.
Светлана Николаевна рассказывает, что Николай Шарко с женой очень любили ходить в лес в Дзержинском районе и с азартом собирали его дары, такое было хобби:
— В сезон мы объедались свежими грибами — жарили их, запекали, варили вкусные супы. Мама каждый год сушила грибы. Их было столько, что хватало до следующего сезона! — улыбается дочь героя. — Любовь к родной земле, думаю, отцу привил мой дед Филипп Николаевич Шарко. Позже, к слову, он любил приезжать к нам в Минск, наш отец тоже часто навещал его, при первой возможности приезжал в родные края. Там его всегда ждали — родные сестры, племянники.
Дочь Героя Советского Союза делится непростой семейной историей:
— Моя мама Тамара Григорьевна тоже воевала, была артиллеристкой. Но с отцом они познакомились уже после Победы. Я родилась в 1947-м, моя сестра Ирина — в 1949 году. Мама была невероятной женщиной: красивой, начитанной, доброй. Папа ее очень любил! Но так случилось, что мамы рано не стало, она ушла из жизни в 1975-м. Через три года отец встретил Марию Александровну — она тоже незадолго до этого потеряла мужа. Стала нам мачехой.
Работал, как и воевал, не жалея себя
Младшая дочь героя Ирина Николаевна Шарко тоже очень тепло отзывается об отце, с нежностью вспоминает счастливое и яркое детство:— Помню, однажды он в воскресенье нам с сестрой принес большого гуся, мы удивились — что он будет с ним делать? Мамы тогда не было дома. Папа сам очистил птицу от остатка перьев, замариновал, начинил яблоками — своей антоновкой из сада в Дзержинске, запек гуся в духовке. Никогда не ела более вкусного блюда! На всю жизнь запомнился тот прекрасный день!
Сестры признаются: отец очень любил чистоту и порядок. Ремонт в квартире устраивал каждые три года. Вспоминают случай, когда он сантиметр за сантиметром кусочком стекла аккуратно вычищал все дощечки паркета в квартире.
Николай Шарко старался проводить с семьей максимум времени. Жена часто по выходным работала, а он водил девочек в театр, кино. Но дочерям все равно хотелось чаще видеть отца. Ирина Шарко перебирает в памяти яркие моменты:
— Будучи совсем ребенком, я обижалась на папу — он все время занят, всецело посвящает себя работе, а на семью остается мало свободного времени. Но однажды мы с мамой ехали в электричке, туда зашли дети-попрошайки. Голодные, грязные. Мама тогда сказала: «Ироха (так она меня называла), вот видишь? Твой папа много работает, чтобы меньше было таких несчастных детей. Чтобы люди с ограниченными возможностями, члены их семей были сыты, здоровы, с крышей над головой и хорошим досугом». Тогда я все поняла, больше к папе претензий не имела!
Николай Шарко — почетный гражданин Дзержинского района, заслуженный работник социального обеспечения Белорусской ССР. Имя героя присвоено Республиканскому Дворцу культуры Белорусского общества глухих, которое он возглавлял с 1952 по 1997 год — до последнего дня своей жизни.
С теплом и благодарностью о коллеге вспоминает Сергей Петрович Сапуто:
— Николай Шарко замечательный был человек! Очень добрый, отзывчивый, но в то же время требовательный — качество, так необходимое руководителю. Мы работали вместе более 20 лет. Я пришел в «Белорусское общество глухих» инженером, а после ухода Николая Филипповича заменил его в кресле руководителя. Знаете, он так много сделал для страны и для людей! К примеру, приведу такие цифры: под руководством Шарко в Беларуси созданы десять организаций, где работают инвалиды по слуху. После распада Советского Союза наших организаций по-прежнему осталось десять, они до сих пор прекрасно функционируют, в том числе и благодаря социальным льготам и поддержке от государства! Николай Филиппович поднял объединение, сделал его основательным, крепким, примером для подражания!
К СЛОВУ
В музее гимназии № 1 Дзержинска есть отдел, посвященный войне. Там кладезь информации о Николае Шарко. Огромный вклад в наполнение фонда внесла учитель истории и руководитель музея Людмила Тюшина.
uschenchik@sb.by
Фото из редакции газеты «Узвышша» и личного архива семьи Шарко