В конце августа — начале сентября в западной политической среде и медиасфере вновь возникла тема предоставления киевскому режиму права наносить удары дальнобойными ракетами по объектам в глубине российской территории. На этот раз дискуссия вышла на уровень глав государств и, похоже, Запад близок к тому, чтобы совершить этот опрометчивый шаг.
СКАЗАНО
— Если ситуация сложится угрожающе, прежде всего чего они хотят для внутренней ситуации в России, Россия применит весь арсенал, которым она обладает. Это будет апокалипсис!
Президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании VII Всебелорусского народного собрания, 25 апреля 2024 года.
Тонкие красные линии
«Ракетное» обсуждение проходит те же стадии, что и ранее дискуссии о предоставлении танков, истребителей F‑16 и тех самых ракет, снятия ограничения на использование которых так упорно добивается Киев.
В прошлые разы после картинных споров Запад все же выдавал киевским вассалам требуемое вооружение. Однако сейчас ситуация, несмотря на внешнюю схожесть, имеет серьезные отличия.
Главное из них состоит в том, что если эксплуатации западной бронетехники и авиации украинский персонал худо‑бедно обучили, то для наведения высокоточных боеприпасов понадобятся западные специалисты и данные, которые может предоставить только американская и европейская спутниковая разведка. То есть, формально разрешив Киеву удары по российским тылам, США и их сателлиты вступят с Москвой в прямое противостояние.
По словам Президента России Владимира Путина, дискуссия на самом деле идет не о предоставлении ВСУ права наносить удары в глубь российской территории — они и так пытаются доставать цели на значительном удалении от линии фронта дронами‑камикадзе, — а о том, стоит ли НАТО самому выходить на поле брани. В этом случае, как отметил российский лидер, изменится «сама природа конфликта» и Москва будет принимать соответствующие решения, исходящие из создаваемых Западом угроз.
Разрешить нельзя запретить
Предоставить Киеву соответствующие боеприпасы и специалистов для внесения полетных заданий могут Франция, Британия, США и Германия. Немцев из списка потенциальных участников «ракетной коалиции» можно вычеркнуть — канцлер Шольц на днях вновь подтвердил, что не собирается передавать Taurus Украине. В Лондоне заявили: считают вполне допустимыми удары по целям в глубине России, но хотели бы заручиться поддержкой Вашингтона.
Франко‑британские крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP‑EG и американские баллистические ATACMS получили ВСУ в минувшем году и пытаются применять с переменным успехом.
Согласно опубликованным агентством Reuters сведениям, Украина подала в США обширный список целей, которые она собирается обстреливать в глубине российской территории. В него вошли аэродромы, военные склады, позиции ПВО, командные пункты. Однако главная опасность ракетной эскалации не в том, что под прицелом окажутся военные объекты, — их можно прикрыть ПВО, да и российские зенитчики уже знакомы с западными ракетами. Проблема в том, что Киев вполне может применить Storm Shadow и ATACMS по гражданской инфраструктуре, которую физически невозможно полностью закрыть противовоздушным зонтиком. Тем более что прецедент уже создан: 23 июня в результате удара ATACMS с кассетной боевой частью по Севастополю погибло четыре и ранено больше 150 человек.
Если Украина начнет бить по беззащитным гражданским объектам, у Москвы не останется выбора, кроме как идти на жесткие асимметричные меры. И не только в отношении киевского режима.
На краю пропасти
Впрочем, пока что публичного разрешения Зеленскому получить не удалось. В понедельник госдеп по итогам переговоров Байдена и британского премьера Кира Стармера сообщил, что не готов заявить о снятии ограничений на удары ВСУ в глубь России.
Объяснений заминки несколько. Первое состоит в том, что тайное разрешение уже дано, а западные политики отвлекают внимание от подготовки ударов. Согласно второй версии, Запад берет тайм‑аут, пытаясь предугадать ответные шаги России, ведь в основе американского подхода к этому конфликту лежит тактика управляемой эскалации, а резкое повышение ставок, тем более после предупреждений со стороны военно‑политического руководства РФ, может привести к прямому столкновению. Третий же вариант, озвученный некоторыми американскими СМИ, говорит о том, что Вашингтон желает увидеть от Зеленского четкий «план победы», чтобы понять, что Украина собирается делать дальше и как дальнобойные ракеты смогут изменить ситуацию на фронте.
Снятие ограничений на удары в глубь России не сможет кардинально изменить ситуацию на фронте. Как бы ни старалась украинская пропаганда, вундерваффе не существует, что уже многократно было подтверждено на примере самого разного западного оружия, от ПТРК Javelin до истребителей F‑16.
Расчет на создание паники среди мирного населения тоже вряд ли оправдается: особенность русского и, шире, восточнославянского менталитета в том, что в кризисные моменты народ не бунтует, а сплачивается вокруг властей и требует наказать обидчика.