На него уже заявились игроки из 24 стран и, конечно, наша сборная, в которую входят Алеся Зайцева, Анастасия Чернявская, Юлия Бицукова и Марьяна Вербицкая. Из всех наших спортсменок Анастасия Чернявская выделяется даже внешне: чего стоят хотя бы пурпурные волосы! Настя – дочь старшего тренера национальной команды Влады Чернявской. Но, в отличие от многих спортивных семей, ее мама – многократная чемпионка СССР по бадминтону и участница Олимпийских игр – не то что не настаивала на том, чтобы дочка шла по ее стопам, а даже была против этого и в пять лет отдала ее в танцы.
– Настя, и все же в чем танцы проиграли бадминтону?
– Танцами я занималась семь лет – с 5 до 12. Почти каждый день ходила на репетиции, где мы танцевали современные, белорусские народные танцы и даже степ. Мне очень нравилось, но потом поменялся руководитель. Для меня его правила не подошли, хотя я тренировалась еще и дома, пыталась подтянуться. Из танцев ушла. Привыкла, что столько лет после детского сада и школы шла на репетиции, а тут было нечем заняться. Тогда мама предложила зайти на тренировку по бадминтону. Я познакомилась с ребятами, там очень дружелюбный коллектив. Мы подружились, а вид спорта оказался очень захватывающим, вот я и осталась.
– Помогла ли тебе в бадминтоне танцевальная подготовка?
– Я пришла в этот вид спорта поздно, в 12 лет, а в бадминтон лучше всего приходить в 7–8. Но к тому времени я была хорошо развита физически благодаря танцам, поэтому почти сразу схватила все удары, и за два года занятий бадминтоном вышла на хороший уровень. У меня, наверное, свою роль сыграли гены: мама – бадминтонистка, папа в свое время играл в баскетбол на высоком уровне. Он ушел из спорта ради семьи: когда они с мамой поженились, оба были преуспевающими спортсменами, но он решил, что у мамы больше шансов добиться успеха.
– Ты неоднократная победительница чемпионата страны в паре с Алесей Зайцевой. Не раз вы побеждали вместе и на международных турнирах. Уже на следующей неделе вы поедете на международный турнир в Харьков, а по возвращении будете выступать на соревнованиях в Минске. Волнение перед домашним стартом чувствуется?
– Пока я не знаю, каково это – выступать дома: Belarus International станет первым международным турниром в Минске. Надеюсь, что здесь и стены помогут, и болельщики поддержат. В остальном предстоящие соревнования ничем не отличаются от самых представительных турниров. Хочется верить, что все пройдет на высоком уровне, зрители и игроки получат массу положительных впечатлений, а в Беларуси наконец-то поймут, что бадминтон – очень интересный, зрелищный и эмоциональный вид спорта, потому что сейчас часто сталкиваюсь с тем, что люди говорят, будто это не вид спорта и они запросто меня обыграют. Приходится на корте показывать, что к чему.
– Кстати, об эмоциях. Часто ли они захлестывают на корте и можешь ли, например, в порыве сломать или швырнуть в стену ракетку?
– На соревнованиях за любой псих или сломанную ракетку дают или желтую, или красную карточку, поэтому приходится сдерживать себя. Одним игрокам легко перебороть эмоции, они выходят на корт расслабленными, другим сложнее – они зажаты. Каждый должен работать над собой, некоторые привлекают к работе психологов, но в нашей команде их нет.
– За помощью обращаетесь к тренеру?
– Нет. Я сама себе психолог. С мамой стараемся не говорить о бадминтоне: и так на корте во время тренировок все время вместе, а если бы еще за пределами зала обсуждали его, было бы совсем сложно.
– Наверняка на II Европейских играх тебе будет проще, чем некоторым другим игрокам нашей сборной – у тебя за плечами есть опыт выступления на аналогичных соревнованиях в Баку.
– Первые Европейские игры запомнились своим масштабом. Было очень много видов спорта, много спортсменов из разных стран, среди которых – и очень известные. Уверена, большая конкуренция в нашем виде спорта будет и в Минске. Сейчас в Европе законодателями бадминтонной моды считаются датчане, но сильные игроки есть и в командах Франции, Великобритании, Испании... По большому счету сегодня во всех странах научились играть на очень высоком уровне. Думаю, благодаря этому II Европейские игры будут очень интересными.
– Вы тренируетесь по два раза в день шесть дней в неделю. Остается ли свободное время и как предпочитаешь его проводить?
– Я увлекаюсь шитьем. Мне с детства нравилось делать все своими руками: в школе ходила в кружки по шитью игрушек, бисероплетению. А года четыре назад начала шить самые простые юбки, майки, блузки. Я самоучка: находила видеоуроки и выкройки в интернете. Сегодня создаю одежду для себя и друзей. Больше всего люблю шить рубашки и платья, но не простые, а с интересным покроем и декоративными элементами. Это занятие хорошо расслабляет, но и требует немало времени.
– Не хочешь запустить свою линию одежды?
– Есть такая мечта. Но совмещать это с бадминтоном очень тяжело. Я считаю, что, если хочешь преуспеть в каком-то деле, надо отдавать все силы ему. Пока же я выбрала для себя бадминтон.
– У тебя очень броская внешность. Яркие волосы, пирсинг и татуировки...
– Мне всегда нравилось все экстраординарное. С волосами начала экспериментировать два года назад. Чего только не было за это время: и короткие, и длинные стрижки, с челкой и без нее. Не раз меняла цвет: сначала волосы были фиолетовые, потом красные, ярко-розовые, а теперь пурпурные. Пирсинга у меня немного: проколоты губа, рука и уши. И есть четыре татуировки. Первую сделала в 16 лет. Тогда получила травму и сидела дома в гипсе. Увидела передачу о тату-мастерах и очень захотела запечатлеть на себе то, чем занимаюсь, – свой вид спорта. Так у меня за ухом появился воланчик со звездочками. Потом на руке сделала сердечко с буквой «В» – первой буквой имени моей мамы. Третья татуировка – цветы на ноге, а четвертая, самая большая, на боку. На ней изображен карп. В Японии он считается священной рыбой, которая приносит удачу. Ну и мой папа заядлый рыбак, поэтому татуировка вызывает ассоциации с ним.
tanyapast91@gmail.com,