Историю святыни изучают специалисты разных областей: историки, археологи, архитекторы, социологи. То, что сохранилось и предано огласке, в первую очередь связано с деятельностью подвижника — протоиерея Льва Савицкого, прослужившего в этом храме более 60 лет. В минувшие выходные на престольный праздник в Мурованке собралось большое количество прихожан и паломников.
Старинная святыня олицетворяет мощь и единение народа, сумевшего защитить Отечество и устоявшего в неоднократной схватке с приходящим на наши земли врагом. Уникальный памятник архитектуры был построен в XV веке в одно время со схожей церковью в Сынковичах. Летопись храма, судьбы служителей и многочисленных прихожан — отдельная глава в истории, к которой корреспонденты «СГ» имели возможность прикоснуться. И так тепло от того, что православные люди, словно те аисты, которые испокон веков вьют свои гнезда по соседству с храмом, никогда не забывают дорогу к нему.
История церкви-крепости в Мурованке и имя протоиерея Льва Савицкого неразделимы. Став настоятелем Маломожейковской церкви, он сразу же начал изыскивать средства для ремонта храма. Со временем удалось возобновить его прежний облик, исключая две башни с западной стороны. Их достроили на шесть аршин вверх, в одной из них сделали колокольню. Вскоре начала работать Маломожейковская церковно-приходская школа. В округе она была не одна: на территории сельского прихода отец Лев открыл еще две, в которых в общей сложности обучалось 150 детей. Священник сам преподавал. К слову, в семье батюшки было 12 детей, держали большое хозяйство, пасеку. Изучению истории храма протоиерей Лев Савицкий уделял много внимания: работал с сохранившимися на то время документами, расспрашивал старожилов. И поэтому именно его имя в первую очередь вспоминают, когда говорят об истории святыни.
В годы Первой мировой войны храм особенно пострадал. В 1915‑м в его стенах обустроили больницу для раненых русской армии, а во время немецкой оккупации — лагерь для военнопленных. Испытания продолжались и дальше, проверяя прихожан на стойкость духа, крепость веры. Польским властям православная святыня была неугодна. Сельский приход охватывал большое количество деревень, в общей сложности насчитывал 1400 человек. По распоряжению Министерства просвещения и религиозного исповедания православный приход в Малом Можейкове закрыли, землю отдали в аренду. Ключи от церкви 84‑летний отец Лев отказался отдавать: побоялся, что оккупанты захотят осквернить святыню. Вскоре после обыска в его доме он умер.
И это лишь одна из трагических страниц летописи храма.
Волчинковская (Мурованская) икона Божией Матери долгое время считалась пропавшей, но чудесным образом в мае 1868 года ее отыскал все тот же отец Лев. Тяжело больная сельчанка по имени Людвига рассказала батюшке о своем видении: некая женщина в неприметной, простой одежде поведала ей, что она сможет выздороветь, если помолится иконе Божией Матери, которая прежде находилась в часовне в Волчинках, а теперь — «в темном и смрадном месте». С трудом и далеко не сразу удалось вернуть икону в церковь. Оказывается, что в тот момент она хранилась в амбаре арендатора. В мае 1868‑го ее чинно, с крестным ходом перенесли в храм. Спустя полвека, во время Первой мировой войны, образ вновь был утрачен. Где он сейчас находится, неизвестно. Но новый чудотворный список хранится в храме. Написал образ минский иконописец Андрей Косиков на пожертвования прихожан в 2013 году.
Спис чудотворной Волчинковской иконы Божией Матери.
— Для многих, кто с искренней молитвой подходил к иконе, она стала истинным утешением, — отмечает настоятель храма иерей Олег Засим. — На окладе из сусального золота видны следы случившихся чудес, присутствуют многочисленные подвески, золотые и серебряные украшения, которые после исцеления люди привозят сюда.
Хранятся при храме и своего рода музейные предметы, точнее будет назвать их артефактами, воссоздающие для нас по крупицам историю древней святыни: Евангелие XIX века, фрагменты черепицы, которая покрывала крышу храма приблизительно в XVI веке, старые кирпичи ручной работы, даже пушечные ядра и многое другое.
Сегодня внутри храма продолжаются реставрационные работы, благоустраивается территория и вокруг святыни. При этом двери для прихожан и паломников всегда открыты. На сайте и страничках прихода в соцсетях есть контакты отца Олега, который в любое время на связи.
— Работой церковной лавки, ландшафтом и множеством других посильных послушаний занимаются матушка Елена и прихожанки нашего храма, — поясняет отец Олег. — Вы бы видели, какой ковер из живых цветов сделали они на Успение Пресвятой Божией Матери! Мужчины, хоть их и меньше приходит в храм, столь же активно помогают поддерживать порядок, наводить красоту на территории. При храме создана так называемая тридцатка, в которую входит тридцать инициативных прихожан. Они принимают участие в обсуждении и решении важных вопросов. Приход — большая семья, сплоченная верой наших дедов и прадедов. Для них, как и для всех жителей окрестных деревень, а также паломников церковь выступает образом мужества, стойкости, поддержки и утешения.
Поддерживать прежнее великолепие храму помогают предприятия и организации, работающие в сельской местности. Они оказали существенную спонсорскую помощь в реставрации крестов, установленных на куполах.
— Отдельно хочется сказать о КСУП «Совхоз «Большое Можейково», которое под руководством Петра Роубы не только год от года достигает высоких производственных показателей, но и оказывает всевозможную помощь церкви в решении различных вопросов. Всегда приглашают на «Зажынкі», «Дажынкі», другие важные для аграриев праздники, просят молитвенной помощи, когда долгое время, например, нет дождей, — дополняет настоятель храма.
Немало времени уделяет отец Олег духовно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, проводит с учениками познавательные беседы, встречи. Темы для разговора выбирает разные. С неподдельным интересом ребята слушают про историю храма, основы православной веры, о том, как в современном мире оставаться христианином не на словах, а на деле, как беречь веру, которую завещали нам хранить наши предки.
Увлекательная беседа с отцом Олегом продолжалась бы и дальше. Чувствуется, что он любит свой приход, восхищается красотой церкви, да и в целом Беларусью. Но вскоре к разговору пожелали присоединиться прихожанки, которые ухаживали за цветами неподалеку от храма.
— Мы долгое время жили при закрытой церкви, — с печалью в голосе рассказала прихожанка Ирина Ровбудь. — Храм открыли в середине 90‑х. Теперь у нас есть возможность открыто приходить на службы, молиться перед иконами, беседовать со священником, спрашивать у него совета, благословения.
— Совместные дела нашего прихода — это не только общая молитва в храме или же наведение порядка сообща. Вместе мы проводим праздники, организовываем паломнические поездки, но чаще встречаем паломников у себя, рассказываем о церкви и наших будущих планах,
— отмечает сельчанка Мария Ошмяна. — Конечно, хотим, чтобы столь же дружно мы жили и дальше, имею в виду не только сельский приход, но и всю нашу многоконфессиональную страну. Уважать чувства верующих, их традиции — то, что заложено в наших генах. И дай Бог, чтобы никто извне не пришел и не «уговорил» поступать иначе.
— Радостно быть в кругу добрых людей и единомышленников, — дополнила Валентина Полуян. — Я молюсь за своих родных, друзей, знакомых и незнакомых, за мир в стране и во всем мире.
Встретили группу паломников — они приехали в деревню Мурованка из Самарской области. Россияне посетили Беларусь впервые, восхитил их Минск, но и глубинка произвела не меньшее впечатление.
— Наши друзья, которые посоветовали посмотреть святыни соседки-Беларуси, помогли испытать много положительных эмоций. Здесь так красиво! — тихо проговорила Светлана, опасаясь нарушить тишину, опустевшего после богослужения храма.
Согласна, сердце охватывает гордость, что в нашей стране есть такие храмы и люди, наполненные душевной теплотой и патриотическим смыслом.
rovdo@sb.by