Беларусь два десятилетия кряду принимает трудовых мигрантов из Украины. В медицинских и сельскохозяйственных организациях Брестчины и Гомельщины трудятся немало жителей украинского приграничья, аховая ситуация в котором не позволяла этим людям достойно содержать свои семьи, работая на родине. С 2014 года в нашу страну из зоны конфликта на востоке Украины прибыло около 170 тысяч украинцев, часть из них осталась здесь, многие даже получили белорусское гражданство. Однако большинство спасающихся от беды украинцев выбрало западное направление — и оно оказалось путем из огня да в полымя: в последние месяцы на трудовых мигрантов из Украины развернулась настоящая охота по всему Евросоюзу. И отнюдь не для того, чтобы помочь попавшим в трудную ситуацию людям.
Побег за суммой — и от сумы
В конце 2014 года варшавский Центр восточноевропейских исследований при участии экспертов стран Восточной Европы представил результаты исследовательского проекта о миграции в ЕС. Согласно этим подсчетам по состоянию на апрель 2014-го в ЕС проживал миллион трудовых мигрантов из Украины.Уже тогда эксперты обращали внимание: белорусских трудовых мигрантов в ЕС намного меньше, чем украинских или молдавских — не только в абсолютных цифрах, но и в процентном соотношении к количеству жителей своих стран. И объясняли это тем, что уровень жизни в Беларуси реально выше, чем в Молдове и Украине.В докладе отмечался еще один существенный нюанс: «Причины, побуждающие людей уезжать из Беларуси, Украины и Молдавии, схожи, но не абсолютно. Для белорусов основной мотив — более высокие зарплаты и уровень жизни в ЕС. Белорусы уезжают, «потому что в ЕС лучше», а украинцы и молдаване — «потому что в их странах плохо».
Трудовое рабство на родине
О трудовом рабстве в Украине громко заговорили в 2018-м, когда национальная полиция освободила 30 человек из рабства на консервном заводе в Одесской области. Ранее Луцкий горрайонный суд вынес приговор одному из организаторов трудовой эксплуатации девяти мужчин на свалке под Нововолынском: граждан заставляли сортировать мусор в 2010—2012 годах, а рассчитывались за это водкой. Руководство свалки сменили, но к уголовной ответственности не привлекли.По оценкам представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Украине, в течение 2014—2017 годов от торговли людьми пострадали 60 900 украинцев. Война в Донбассе и хронический экономический кризис подталкивали прежде всего мужчин соглашаться на сомнительные предложения работы.
По данным той же МОМ, 24 процента пострадавших от трудовой эксплуатации украинских мужчин имеют высшее образование, 71 процент проживают в областных центрах. Более чем половине из них было от 18 до 35 лет. В прошлом году уже к сентябрю было известно как минимум о 180 случаях трудового рабства в Украине. Выяснилось, например, что несколько фермеров искали людей (чаще всего бездомных) на железнодорожных вокзалах Киева, Одессы и Днепра, предлагая им работу на агропромышленном предприятии. Их привозили в Днепропетровскую область и селили в полуразрушенные дома, кормили испорченными продуктами, а обещанных денег никто не выплачивал. Зато фермеры заставляли узников работать от 12 до 18 часов в сутки. Представитель МОМ в Украине Варвара Жлуктенко отмечает:
— Первую половину 2021 года украинцы чаще всего попадали в трудовое рабство в Польше. В Украине же за тот же период в рабство попало в три раза больше людей, чем за весь 2020-й.
Добро пожаловать в Европу!
Случаи трудового рабства украинцев в ЕС стали фиксироваться, по сути, сразу после «евромайдана» 2014 года. За что боролись, как говорится… Украинская служба Би-би-си одной из первых рассказала об отлаженном механизме поставки украинцев для рабского труда на складах бытовой техники в пригороде Варшавы. Одна из жертв этой схемы рассказала по возвращении домой: «Нас закрыли в комнате. Мы спрашивали, почему нам не платят. Самые инициативные получили немного по голове дубинками. И мы уже сидели и ждали, чтобы нас не трогали. Несколько раз было также такое, что загоняли в подвал и держали там по три часа. Вероятно, в это время были какие-то проверки».Мужчины на этом хорошо охраняемом складе два месяца работали бесплатно, по 14 часов в сутки без выходных, «отрабатывая деньги за дорогу». После чего их всех собрали и отправили автобусом до границы с Украиной. А взамен прибыла новая «партия рабов». И проворачивался этот бездушный механизм, судя по всему, не один год.Опасности подстерегают «заробитчан» не только в Польше. Литовский портал 15min.lt выяснил, что в Литве налажена целая сеть по обману украинских гастарбайтеров. Новостной портал Delfi на примере местных грузоперевозчиков рассказал о том, как литовские работодатели не считаются с мигрантами из третьих стран. А немецкий телеканал ZDF привел слова председателя Литовского альянса профсоюзов Аудрюса Цузанаускаса:
— Ни один из 89 000 водителей справедливую зарплату не получает. Ни один. У нас в суде 500 дел, люди хотят вернуть заработанное. Это современное рабство. Если у тебя сломана нога, а тебе говорят, что ты должен работать. Твое здоровье никого не волнует.
Идет охота на рабов, идет охота…
С началом спецоперации РФ в Украине и многомиллионного потока беженцев в ЕС черный рынок «живого товара» забурлил с новой силой. Преступные группировки пытаются вовлечь украинских беженок в сексуальную эксплуатацию, а беженцев — в трудовое рабство, отмечает Красный Крест. Тем временем организации, работающие с беженцами, уже второй месяц бьют тревогу из-за активизации мафии на пограничных пунктах Украины.16 марта 2022 года МОМ была вынуждена выступить с заявлением: «На сегодняшний день Украину покинули более трех миллионов человек, в том числе 162 тысячи граждан третьих стран. Торговцы людьми и контрабандисты всегда наживаются на чужой беде. Сотни тысяч людей во всем мире становятся их жертвами. Преступники заманивают людей и продают их с целью сексуальной или трудовой эксплуатации или для участия в преступной деятельности. Сотрудники МОМ призывают защитить украинских беженцев от преступников».
Тем не менее тематические европейские сайты — и любителей плотских утех, и работодателей — ныне пребывают в эйфории: «живого товара» становится все больше, а потому он то и дело дешевеет.Помогающая беженцам организация «Ла Страда Україна» объясняет некоторые схемы: например, украинскому беженцу дают деньги в долг, втягивая его в финансовую кабалу и таким образом полностью себе подчиняя, а затем заставляют работать за бесценок. А то и участвовать в преступной деятельности.
Не остается сомнений, что если военные действия на территории Украины затянутся, то людям придется искать для себя более долгосрочное место жительства и позаботиться о трудоустройстве. И тогда количество сомнительных предложений со стороны недобросовестных граждан или преступников снова лишь возрастет.
Как вербуют трудовых рабов в Украине*
♦ через личный контакт (в т.ч. на вокзалах) — 82 %♦ через объявления в интернете — 11 %
♦ через частные объявления на улицах — 4 %
♦ через агентства по трудо-устройству — 2 %
♦ иными способами — 1 %
*(по данным МОМ на 2020 год)
Черный топ
♦ В 2020 году Украина вошла в пятерку стран по происхождению жертв контрабанды людей в ЕС для сексуальной и трудовой эксплуатации.♦ Как отмечается в Третьем докладе Еврокомиссии по борьбе с торговлей людьми, в топ-5 стран мира по гражданству жертв контрабанды вошли Нигерия, Китай, Украина, Марокко и Индия.
А что закон?
В 1998—2013 годах в Украине по статье о торговле людьми открыли 3370 дел. С каждым годом цифры увеличивались. Если в 2014 году было открыто 109 дел по этой статье, то в 2019-м — уже 306. А вот приговоров по таким делам гораздо меньше: среди открытых в 2019 году 306 дел только в 22 случаях виновным назначили наказание…260 тысяч украинцев на собственном опыте столкнулись с ситуацией торговли людьми начиная с 1991 года.
При этом почти 50 тысяч из них попали в такую ситуацию в течение последних трех лет, отмечает МОМ.
24 процента пострадавших от трудовой эксплуатации украинских мужчин имеют высшее образование
71 процент попавших в рабство проживают в областных центрах.