5 октября — День образования подразделений уголовного розыска
Григорий Алексеевич Зайцев — подполковник милиции в отставке. Более 27 лет жизни он посвятил службе в разных местах, одно из которых — уголовный розыск. На время его милицейской деятельности выпали непростые события: грабежи, облавы на бизнесменов, убийства из-за денег. Узнали, как ловили преступников тогда и кто помогал охранять правопорядок.
Вслед за детской мечтой
Из-за богатого опыта Зайцева нынешние правоохранители часто обращаются к нему за советом. Сам Григорий Алексеевич из Рогачевского района. Вырос в деревне, помогал родителям по хозяйству, ходил в разные кружки для мальчишек, но неподдельный интерес юного Гриши всегда вызывала милицейская служба.
— После войны все хотели быть офицерами. Подготовка в школе, не говоря уже о каких-то специализированных учреждениях, была серьезная. Мы учили историю, разбирали оружие, проходили военную подготовку — мне было интересно. А я еще и любознательный был, всегда старался докопаться до истины — как настоящий милиционер. В общем-то, позже, при выборе будущей профессии, все это и стало определяющим.
После окончания школы Григорий ушел служить в армию, а когда вернулся, по комсомольской путевке отправился в органы внутренних дел. Потом Зайцев учился во Владимирской специальной средней школе подготовки начальствующего состава МВД СССР. Оттуда уехал в Москву на охрану общественного порядка, когда проходили XXII Олимпийские игры. Позже получил звание капитана и до 2004‑го служил в уголовном розыске УВД Миноблисполкома. В этом же году ушел на заслуженный отдых в звании подполковника. Сейчас Григорий Алексеевич — председатель первичной ветеранской организации аппарата управления уголовного розыска УВД Миноблисполкома.
В 90‑е правоохранителям помогали люди
После развала Советского Союза обстановка в стране была непростой, уровень преступности зашкаливал. Как отметил Григорий Алексеевич, в основном злодеяния совершались из-за денег: бандиты устраивали натуральные облавы на предпринимателей. Доходило до того, что людей пытали под дулом пистолета и вынуждали отдавать все сбережения.
Григорий Зайцев рассказывал, что в это время милиции немало помогали жители городов. Благодаря их содействию уголовный розыск справлялся с поимкой преступников быстрее. К тому же тогда не было ни камер видеонаблюдения, ни других средств, чтобы вычислить преступника. Вот, например, Григорий Алексеевич поделился одним из эпизодов своей службы:
— Поехали мы в Березино, там очередное нападение на бизнесмена ночью случилось. Он даже в глазок двери не посмотрел, открыл, а к нему ворвались негодяи в масках. Пистолет направили на него и говорят: «Давай деньги, мы знаем, что у тебя они есть». Потерпевший их не отдал, тогда над ним начали издеваться, стали горячим утюгом прижигать. В итоге своих средств мужчина все-таки лишился — позволил их забрать. Начали это дело раскрывать. Ходили, долго беседовали с жителями домов, но вышли на след. Случилось это благодаря одной женщине, которая с бандита маску сорвала и хорошо его запомнила. Нашли его, рассказал, с кем и как это замышлял. В итоге наказали по закону.
Школа милиции СССР — это сильная база
Отсутствие современных технологий, которые есть у сотрудника правоохранительных органов сегодня, усложняло работу в тогдашнем уголовном розыске. Но и без всех нынешних возможностей дела раскрывались, а преступников привлекали к ответственности. Экспертизы, новые исследования, по словам Григория Зайцева, это отличное подспорье для сотрудников милиции, но без фундаментальных знаний, как, например, правильно выстроить линию разговора с подозреваемым, можно провалиться в самом начале. Да и вообще, подполковник уверен: успешность работы в уголовном розыске зависела и до сих пор зависит от того, насколько сыщик умен и наблюдателен.
— Сейчас различного нового оборудования достаточно, чтобы милиционеры качественно выполняли свою работу. В наше время таких возможностей не было. Зато были голова с критическим мышлением, блокнот, куда записывать свои догадки, и ручка. Школа милиции СССР — это сильная теоретическая база, без которой ни один правоохранитель не сможет раскрыть дело, даже при наличии самых современных технологий. Кроме этого, хороший сотрудник должен знать повадки бандита и быть на шаг впереди, чтобы привлечь негодяя к ответственности.
«Нужно молодежь вести в правильном направлении»
Кстати, про нынешнюю молодежь с Григорием Алексеевичем мы тоже успели пообщаться:— Если наш старый опыт и ум нынешней молодежи совместить, то можно много хороших и правильных дел сделать. Но людям старшего возраста нужно поставить себя так, чтобы молодые нам доверяли.Мы ведь хотим, чтобы наши ребята работали, были ответственными и дисциплинированными, чтили законы и традиции? Поэтому и пример соответствующий показывать надо. Это, кстати, касается и молодых офицеров: если они видят, что их опытные коллеги выполняют обязанности профессионально, то и сами будут это делать. Однако это не значит, что делать работу нужно за них, молодых сотрудников необходимо вести в правильном направлении: где-то подсказать, поделиться опытом.
Напоследок я спросила у Григория Алексеевича, какой он — сотрудник уголовного розыска. Он ответил четко и лаконично: предприимчивый, смелый и работающий всегда на опережение.
gotovko@sb.by