Как наш журналист сдавала ЦТ и что из этого получилось

Работа над ошибками

Репортаж про журналистский эксперимент в «СБ. Неделе» — как я спустя 20 лет после школы сдавала ЦТ по русскому языку — зашел, сказала бы молодежь. С актуальностью темы и подходом к контенту — попадание в яблочко, о чем говорят высокие просмотры на нашем портале и в соцсетях. В статье читателям предлагалось угадать, сколько баллов наберет журналист. Спасибо за активность — на почтовый ящик пришло более 40 откликов, причем прогнозы были разные — от 12 баллов до 100. И мы бы рады объявить результат ЦТ, если бы не одно досадное и поучительное но…


Условия — равные

Само собой разумеется, к теме вступительной кампании сейчас пристальное внимание. Зарегистрировавшись на ЦТ в апреле, я автоматически стала ее участником. И если для меня пройти испытание было своеобразным турничком для подтягивания — хотелось оценить сложность заданий по русскому языку, проверить уровень знаний и взглянуть на процесс изнутри, то для тысяч абитуриентов это важный этап в жизни. Проходила, знаю. Решаются судьбы — волнуются ребята, волнуются родители, хватает переживаний педагогам, организаторам испытаний. Это можно понять и по откликам, пришедшим на почту. Анна Чередник: «Скажите, наверное, даже с высшим образованием нелегко сдать на высокий балл? Жду продолжения темы ЦТ, это полезный опыт и для детей, и для родителей». «Я тоже хотела таким образом проверить свои знания по белорусскому языку, но так и не набралась смелости», — пишет Анна Валюшкина. «Находилась по другую сторону баррикад, была ответственной. На одном дыхании прочитала репортаж», — признается Елена Мисюкевич.

За этапами вступительной следят Госкомиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании, ежегодно создаваемая указом Президента Республики Беларусь, Комитет госконтроля и Министерство образования. Цель разум­на и объяснима — обеспечить соблюдение законодательства всеми участниками кампании, а также создание равных условий при прохождении ЦТ и поступлении в учреждения образования. В том числе ведется мониторинг появляющихся в СМИ публикаций на эту тему, и мой репортаж вызвал интерес у госкомиссии.

Получи и распишись…

Был среди пришедших комментариев на статью и такой: «У вас записи на ладошке — вас отчислят». Я поначалу этому значения не придала. Ведь даже мысли не возникало взять на ЦТ шпаргалку. А пометки на ладони сделала в аудитории по ходу выполнения теста — шесть опорных слов для будущей статьи. Чтобы не просто рассуждать о том, какие были задания, а предложить читателю пример-два — мол, а вы сумеете решить? Оказалось, не только правила правописания надо повторять, но и вспомнить перед тестом правила его проведения: что можно, а что нельзя.  

Пометки на ладошке, вынесенные из аудитории и обнародованные в газете, погубили всю романтическую идею. «Нарушение», — сообщила госкомиссия в редакцию со ссылкой на Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования. 

Моя рука, сама того не желая, стала «устройством приема, хранения, передачи информации», «которое запрещено использовать в аудиториях». Хотела полное погружение в тему и на равных с абитуриентами пройти испытания — получи и распишись! Какой итог? Результат ЦТ аннулирован, о чем оповестили официальным письмом в редакцию. Вот такой урок, никаких поблажек. Счастье, что в студенты я не собиралась. А будь на моем месте простой одиннадцатиклас­сник — судьбу себе поломал бы?!

Правила надо знать

Думаю, школьники знают от и до все, что можно на ЦТ и что нельзя. А вот абитуриентам, давно покинувшим школьный порог и намерившимся получать дальнейшее образование, перед ЦТ советую почитать памятку участнику. Там все емко и понятно. Про рабочие записи на различных частях тела, в том числе ладошке, черным по белому не написано, но то, что делать так недопустимо, я теперь уяснила. 


А вот еще некоторые моменты, где можно проколоться. Это понадобится тем, кто еще будет сдавать ЦТ в резервный день. Если прибыл в аудиторию после вскрытия пакета с тестами, не допустят. Меняться местами, экзаменационными материалами, а также спрашивать у соседа ответ на задание запрещено. Равно как не допускается использовать бланк ответов или сами экзаменационные материалы для рабочих записей. Запрещено метки в графах или неверные ответы в части «В» замазывать корректором — для отмены ошибочных меток и ответов есть отдельные поля. Ну и еще много чего другого.

Между прочим, выпускников прошлых лет, желающих пройти тестирование, немало. После испытания разговаривала с парой-тройкой абсолютно случайных ребят — все они после школы решили не поступать, провели годик-два на низко­оплачиваемой работе и только после этого решили менять свою жизнь. Поэтому, чтобы не оступиться, конечно, все эти правила надо знать. Ну или если знаешь, освежить.

К слову, 30 мая в централизованном тестировании по русскому языку по всей стране участвовало 8,1 тысячи абитуриентов из числа выпускников средних специальных учебных заведений и выпускников прошлых лет. Заветные 100 баллов удалось набрать всего 20 из них. А средний тестовый балл составил 50,1 — признаться, не так уж и много.

Когда результаты тестирования по русскому уже появились, а мои, стало известно, так и не объявят, коллеги, которые с таким же нетерпением ждали развязки, с улыбкой подшучивали: «Так, может, и к лучшему, что результат все же не известен. А вдруг там всего каких-то 26 баллов?» Кто знает…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter