Найти работу человеку, который вернулся из мест лишения свободы, непросто. Тем более если за плечами годы тюремных «университетов». Работодатель сотруднику с криминальным прошлым, естественно, предпочтет того, кто проблем с законом не имел. А бывшие заключенные, не найдя места в жизни, частенько берутся за старое и снова оказываются на нарах.
Каждые три месяца в Бресте проводят ярмарки вакансий для людей, имеющих судимость
Угроза рецидива
Ежегодно из мест не столь отдаленных возвращаются тысячи человек. Когда проходит первая радость после освобождения, перед большинством встает вопрос: как жить дальше? Выбор у них хотя и невелик, но он все же есть — попытаться вернуться к нормальной жизни, например, устроиться на работу, или совершить очередное преступление и снова попасть за решетку.
Только в Брестской области в нынешнем году ранее судимыми совершено 2008 преступлений — это почти 40% от их общего количества. 76% рецидивистов никогда не учились и не работали. Привлечь их к труду — сложная задача, над решением которой работают и милиция, и социальные службы.
Сергей Гаврусик, заместитель начальника отдела надзорно-исполнительной деятельности УВД Брестского облисполкома, расставляет акценты:
— Причины, по которым ранее судимые снова берутся за старое, лежат на поверхности: отсутствие работы и нежелание трудоустраиваться плюс злоупотребление спиртным. Практически все особо тяжкие преступления совершаются ранее судимыми гражданами, которые нигде не работали и не учились.
Сегодня на профилактическом контроле милиции Брестчины находится 19 тысяч человек, имеющих судимость. В УВД отмечают: с этой категорией граждан ведется системная профилактическая работа, которая порой приносит положительный результат. В нынешнем году количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ранее судимыми, снизилось на 22%.
— Важная составляющая этой профилактической работы — трудоустройство, — продолжает Сергей Гаврусик. — К сожалению, работать хотят далеко не все. В этом году к работе приступили лишь 27% из тех, кто вернулся из мест лишения свободы. 38 человек направлены на профессиональное обучение. В службе занятости зарегистрировано 187 человек, у которых раньше были проблемы с законом. Половина из них вовсе не заинтересована в том, чтобы куда-то устроиться и зарабатывать на жизнь. Впрочем, есть и противоположные примеры.
На дне
Брестчанину Юрию Разумовичу* 38 лет. Полжизни он провел в тюрьме — за плечами восемь сроков:
— Всякое бывало — «хулиганка», наркотики. С возрастом взгляды на жизнь изменил кардинально. Но работу найти не могу. Судимости — как клеймо. Хотя, согласен, многие бывшие заключенные желанием работать не горят. Они привыкли жить по-другому. Я хочу устроиться водителем погрузчика или стропальщиком. У меня есть семья, дети. Их надо обеспечивать.
Он обращался во многие организации — безрезультатно. Найти работу пока не удалось. Еще и проблемы со здоровьем не добавляют вистов — Юрия ждет серьезная операция на ноге.
В этом году к работе приступили лишь 27% из тех, кто вышел из мест лишения свободы
— Везде один и тот же ответ: «Мы вам перезвоним». И все, тишина. Я в своей жизни совершил много ошибок, но за них расплатился сполна. Теперь я верующий человек и хочу начать все с чистого листа.
Чтобы помочь таким, как Юрий, каждые три месяца в Бресте проходят ярмарки вакансий. Недавно одна из них состоялась в управлении по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома. Испытать удачу пришли 37 человек, имеющих судимость. Контингент разный. Есть те, кто по собственной глупости получил условный срок, но у большинства богатое уголовное прошлое.
Соискателей по трое приглашают в просторный кабинет. Здесь сидят руководители городских органов соцзащиты, милиции, прокуратуры. Но главное — представители 14 предприятий, на которых есть вакансии.
— Меня зовут Руслан, по профессии я тракторист, машинист, экскаваторщик. Работаю абсолютно на всех видах экскаваторов, в том числе на итальянских и немецких машинах.
Сопровождающий Руслана милиционер дополняет:
— Он действительно очень хороший работник, старательный. Правда, из-за семейных неурядиц у него были проблемы с дисциплиной. Надеюсь, это осталось в прошлом.
Инженер по охране труда ПМК-12 ОАО «Полесьежилстрой» Евгений Панасюк тут же берет парня на карандаш, записывает номер телефона, назначает встречу. Помимо экскаваторщика предприятию требуются монтажники водопроводов, канализаций:
— Если сегодня здесь будет квалифицированный сантехник — сразу возьму. Среди бывших заключенных есть хорошие, ответственные ребята, с золотыми руками. Но, как правило, к этой категории нужен особый подход. Всякое бывает. Пьянки, прогулы. Приходится воспитывать, убеждать.
Представитель ПМК-82 Петр Царук рассчитывает найти слесаря по ремонту транспорта. После недолгих переговоров удалось договориться с одним из соискателей. Главный вопрос — размер зарплаты:
— Первое время будете получать 350 рублей. Но все в ваших руках. Те, кто старается, у нас зарабатывают по 700—800 рублей.
Шанс на исправление
Двадцатилетний Максим Романюк* получил условный срок за хранение наркотиков. Судимость еще не погашена. По профессии он каменщик-плотник. Сотрудник службы занятости рекламирует парня:
— Молодости свойственно ошибаться. Максим работал на одном из предприятий города, но из-за конфликта с мастером пришлось уволиться. Тот постоянно указывал парню на его судимость. Но если Максим в ближайшее время не найдет работу, он может отправиться в места лишения свободы. Надо помочь молодому человеку…
Соискатель переминается с ноги на ногу. Заверяет: готов к командировкам и напряженной работе. Сразу несколько предприятий изъявляют желание дать парню шанс. Без работы он не останется.
Александр Ковалевич* 24 года проработал наладчиком оборудования пищевой промышленности. Недавно его остановили сотрудники ГАИ. Освидетельствование показало 0,4 промилле. Второй раз в течение года. Машину конфисковали, дали условный срок, на работе не продлили контракт. В один миг человек лишился всего. Теперь ошибки прошлого старается исправить. Уже месяц как ищет работу. Пока безрезультатно. Но на ярмарке вакансий представители двух предприятий выказали заинтересованность в его услугах.
Заместитель начальника городского управления по труду, занятости и социальной защите Инна Новожилова отмечает: такие, как Александр, скорее, исключение. Те, у кого за плечами есть судимость, претендуют, как правило, на рабочие места, не требующие какой-либо квалификации. Но если человек хочет работать, ему помогут:
— Если подходящих вакансий нет, мы предлагаем соискателю переучиться, получить новую специальность. Это совершенно бесплатно. Подобные ярмарки вакансий, которые мы традиционно проводим совместно с УВД Брестского облисполкома, не раз подтверждали свою эффективность. Сегодня, например, приглашения на работу уже получили 10 человек. Мы даем людям шанс изменить свою жизнь, но смогут ли они воспользоваться этим шансом — зависит исключительно от них.
* Фамилии героев материала изменены.
p.losich@gmail.com
Как на Брестчине помогают ранее судимым найти свое место в жизни
Работа над ошибками прошлого
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.