Честные этикетки
Недавно, гуляя по Москве, заглянула в магазин «Белорусские продукты».— Зефир в шоколаде, мармеладные дольки, пастилу с малиной, — женщина набирала целую корзину сладостей.
— Попробуйте новинку — крем-мед с лимоном и имбирем. Берите, не пожалеете, — уверяла продавец.
Покупательница согласилась без раздумий. В длинной очереди у кассы невольно услышала разговор двух друзей. Рассматривая полки с нашими товарами, они сошлись во мнении, что незачем устраивать охоту за импортными продуктовыми изысками, когда белорусские товары вкусные, полезные и по доступным ценам:
— Взять те же сырокопченые и сыровяленые деликатесы. Мясо нежное, солоноватое. И с приправой угадали. Да и сыр просто тает во рту!
Шоколад, косметику, обувь, одежду раскупают и в обновленном павильоне «Беларусь» на ВДНХ. Белорусские товары у нас и за рубежом по праву пользуются высоким спросом. И это заслуженно. Наши предприятия скрупулезно относятся к составу своих изделий. Если белорусское, то со знаком качества.
Рынки без границ
Многие наши изделия уже завоевали доверие по всему миру. Например, молочно-консервный комбинат на моей малой родине в Глубоком активно осваивает китайский рынок, где заинтересованы в сухой молочной сыворотке. Хотя пробиться сегодня в Поднебесную непросто.В условиях усиления конкурентной борьбы именно соотношение «цена — качество» становится одним из важнейших факторов успеха. Так, на Китайской международной выставке импорта в Шанхае за белорусскими блюдами выстроилась многометровая очередь. Посетители отмечали, что в «заграничном» мороженом полно всякой химии, а белорусский десерт — натуральный.
Нашу продукцию знают и ценят в более чем 150 странах. И это убедительно доказывает ее высокую востребованность. Задача на следующий год — сохраняя и усиливая присутствие на традиционных рынках, активнее искать торговых партнеров в странах дальней дуги, предлагая товар, отвечающий всем требованиям потребителя. Особое внимание — Африканскому континенту. Опорные точки определены: Египет, Кения, Нигерия, Зимбабве, Экваториальная Гвинея. Там ждут наше продовольствие, машины, оборудование, продукцию химической промышленности и другие товары.
И здесь важно не упустить шанс. Белорусским производителям необходимо активизироваться и продвигать свой продукт на рынок, используя современные маркетинговые инструменты. Это создание сети фирменной торговли, реализация продукции через интернет-магазины, маркетплейсы, проведение ярких рекламных акций.
Гарантированный эффект
В этой связи мне вспомнился опыт Японии, которая за небольшой отрезок времени сумела стать второй экономикой мира. Теперь это место за Китаем, который уверенно идет к первенству. Что в успехе этих стран? Высокое качество товаров. Оно закладывается на каждом производственном этапе. Сегодня слово «гарантия» в основном не имеет временных ограничений. Та же плойка скорее устареет, чем сломается. С нынешним уровнем прогресса и технических средств брак должен стать анахронизмом. К слову, в восточной модели управления есть слово «кайдзен» — постоянное улучшение. Это одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное совершенствование всех процессов производства.Доктор экономических наук Валерий Байнев отмечает, что в Год качества в нашей стране важно делать ставку на развитие наукоемкой и высокотехнологичной продукции:
— В производственном секторе все чаще применяются технологии с искусственным интеллектом. Например, при проектировании различных деталей, механизмов. И это приводит к сокращению брака. Виртуальные испытания деталей помогают получить более точные и качественные параметры.
В то же время, по словам эксперта, внедрение искусственного интеллекта пока происходит точечно, хотя мы обладаем серьезными компетенциями и способны освоить прорывные технологии для различных отраслей.
Валерий Байнев также подчеркивает, что цифровая трансформация предъявляет к специалистам новые требования. Важно, чтобы и система образования успевала вовремя реагировать на современные вызовы и готовила специалистов завтрашнего дня. Ведь, по сути, мы всегда должны держать качество на высшем уровне, независимо от того, какой год проходит.
На микроуровне, когда речь заходит о высоком качестве жизни, принято говорить о доступной медпомощи, повышении зарплаты, личной безопасности, социальных гарантиях, уверенности в завтрашнем дне. На макроуровне — о подъеме производства, экономическом суверенитете, модернизации предприятий на основе активного внедрения новейших технологий. Конечно, здесь нужна инициативность. И ее проявление необходимо поощрять. Безусловно, у каждого должна формироваться личная ответственность за результат, умение на высоком уровне делать порученную работу. От этого зависит не только развитие нашей страны в целом, но и благополучие каждого из нас.
hilkok@sb.by