Ия Малкина.
— В структуре промышленного производства союза наибольший удельный вес занимала обрабатывающая промышленность. Ее доля увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4 процентных пункта.
По словам Ии Малкиной, в январе — мае 2023-го ВВП ЕАЭС — 570 миллиардов долларов:
— Производство сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС увеличилось на 3,2 процента и составило 32,6 миллиарда долларов. Наибольший рост наблюдался в Беларуси — на 5,4 процента.
Ия Малкина добавила, что объем выполненных строительных работ вырос на 9,2 процента. В январе — мае текущего года объем перевозок пассажиров — 5,7 миллиарда человек, что на 8,4 процента больше, чем за аналогичный период 2022-го.
Также она рассказала, как продвигается работа по созданию механизмов финансирования проектов промышленной кооперации в ЕАЭС:
— В настоящее время блок министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артака Камаляна работает над проектом Положения о порядке отбора кооперационных проектов и механизме финансового содействия при их реализации. Ожидается, что документ будет представлен на рассмотрение межправсовета осенью. Основное условие, согласованное главами государств, — в кооперационном проекте должны участвовать три и более страны. Большинство государств на сегодняшний день поддерживают компенсацию в размере 100 процентов ключевой ставки национальных банков под реализацию кооперационных проектов, но этот вопрос требует окончательного согласования.
Речь идет о поддержке проектов на протяжении пяти лет. Но это не ограничивает сроки реализации таких проектов, которые могут составлять и более пяти лет, подчеркнула Ия Малкина:
— В проекте положения предложено исходить из формирования перечня инициатив и далее рассматривать Советом ЕЭК по мере подготовки такого перечня два раза в год. Еще раз отмечу, что работа со сторонами продолжается, и финальную редакцию документа мы увидим осенью.
Официальный представитель Евразийской экономической комиссии озвучила позицию относительно предложения обязать маркетплейсы исчислять, удерживать и перечислять НДС в бюджет по операциям продавцов из третьих стран:
— Комиссия не может не принимать во внимание обеспокоенность государств-членов тем фактом, что зарубежные продавцы реализуют товары физическим лицам через электронные торговые площадки, обладая конкурентными преимуществами по отношению к локальным продавцам, поскольку не уплачивают НДС. Полагаем целесообразным создавать равные конкурентные условия между продавцами из ЕАЭС и продавцами из третьих стран.
Вместе с тем, по ее словам, этот вопрос требует дополнительного обсуждения и проработки с государствами-членами и с представителями бизнеса, чтобы оценить последствия влияния такого решения на объемы реализации и ценообразование необходимых населению товаров, особенно не имеющих аналогов на территории ЕАЭС:
— Надеемся на скорейшее достижение консенсуса по этому вопросу, тем более что комиссией подготовлены и направлены в страны для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания, изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС, согласно которым налогообложение ввоза товаров на территорию союза будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством.
sichevich@sb.by