Человекоподобные машины — угроза рынку труда или все же рекламный трюк?

Работа для робота

Умные машины обостряют конкуренцию на рынке труда или становятся незаменимыми помощниками в быту и на производстве — что несет с собой искусственный интеллект и где заканчивается фантастика и начинается реальность?

Генератор полуфантастических идей и по совместительству предприниматель, инженер и миллиардер Илон Маск буквально на днях огорошил заявлением: только в его корпорации Tesla уже в 2025 году появится не меньше тысячи человекоподобных роботов. Они придут на замену обычным работникам. Дальше роботизация, по мнению Маска, будет развиваться по всему миру в геометрической прогрессии. Как этот процесс идет в Беларуси?


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— У нас уже созданы молочно-товарные комплексы, где исключительно роботы вместо доярок работают. Проникновение этого технологического развития на базе IT-cферы уже во всех отраслях… Но заменить человека, особенно в близком контакте с природой, невозможно. Машина, какой бы она ни была, не может повторить человеческих чувств, качеств.

На встрече с молодежным активом, 24 октября 2023 года.

Угроза с человеческим лицом

Еще пару лет назад кто-то смеялся над послушными роботами-собаками и неуклюжими роботами-доставщиками. Сейчас многим не до смеха: умные машины начинают вытеснять Homo sapiens с производства. Только один из многочисленных примеров: в прошлом году мировой гигант электронной коммерции Amazon начал тестировать на своих складах роботов-гуманоидов — те, мол, уже научились захватывать и поднимать товары на полки. Тогда же в Корейском институте передовых технологий (KAIST) заявили, что их будущий человекоподобный робот Pibot сможет управлять самолетом так же, как и обычный пилот, никакой перекомпоновки кабины не понадобится. А его «сородич» Phoenix от канадской компании Sanctuary AI уже сейчас готов заняться сортировкой предметов автономно и с вполне человеческой скоростью.

У Boston Dynamics, Agility, Fig и других известных компаний по производству гуманоидов появились многочисленные последователи.  
И вот уже пресловутый Илон Маск заявил в минувшем апреле, что к концу года человекоподобные роботы смогут приступить к выполнению некоторых задач на заводе Tesla, а в 2025‑м, возможно, поступят в свободную продажу. Налетай, кто хочет, — цена «сотрудника» с искусственным интеллектом составит до 25 тысяч долларов (но это еще не точно).

— Мы видим, что не искусственный интеллект заменяет людей, а люди, использующие ИИ, потенциально заменяют людей, которые его не используют, обозначила одну из актуальных тенденций на майской выставке Viva Technology в Париже Лиза Хенеган, директор по цифровым технологиям KPMG — одной из крупнейших в мире аудиторских и консалтинговых компаний, оказывающих предприятиям помощь в освоении ИИ.

Машины не всесильны

Роботизация — процесс закономерный, укладывающийся в современные рамки научно-технического прогресса. По данным Международной федерации робототехники (IFR), на конец 2022 года количество находящихся в эксплуатации промышленных роботов в глобальном масштабе достигло 3,5 миллиона единиц. А главными факторами для развертывания данных комплексов, как считают эксперты, являются не только внедрение концепции «Индустрия 4.0» (см. инфографику), но и — внимание! — нехватка квалифицированной рабочей силы в обрабатывающей промышленности. То есть прогресс пока не против людей, а им в помощь. Тот же упомянутый выше канадский стартап Sanctuary AI заключил сделку с производителем запчастей Magna International — его человекоподобные роботы Phoenix будут работать на заводах по производству комплектующих и деталей для автомобилей Volkswagen, Audi, Škoda, Ferrari, BYD. Какие именно задачи лягут на их плечи, пока не сообщается, но общая тенденция такова: машины должны заменить людей в первую очередь на монотонных работах. В конце концов, пресловутые Optimus от Илона Маска & Co также не претендуют на полную замену человека — считается, что они могут быть задействованы в логистике, складировании, розничной торговле и производстве. И только под руководством человека, несмотря на неограниченные (в перспективе) возможности перепрограммирования.


Пока что намного актуальнее гуманоидных роботов их промышленные собратья — автономные устройства, состоящие из механического манипулятора и перепрограммируемой системы управления. 
Они мало напоминают человека внешне, зато помогают куда эффективнее «нью-Терминаторов». Они успешно применяются для перемещения объектов в пространстве и выполнения других производственных процессов.


К слову, в прошлом году в IFR обозначили ряд главных стимулов развития направления. Во главу угла поставлен не внешний вид роботов, а иные аспекты. Это повышение энергоэффективности производства, пересмотр технологических процессов в зависимости от изменения географии бизнеса, улучшение программного обеспечения, внедрение алгоритмов искусственного интеллекта, возможность обновления высокотехнологичного оборудования. А как именно будет выглядеть робот, дело шестнадцатое.

Без лишнего шума

  Для нашей страны внедрение промышленных роботов — одна из главных задач на ближайшие 15 лет. Это следует из проекта Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года, который был вынесен на общественное обсуждение в начале этого года.

Предполагается, что в период 2031 — 2040 годов качественный рост экономики будет достигаться, в частности, «посредством роботизации бизнес-процессов и услуг, внедрения интеллектуальных систем и формирования рынка цифровых продуктов». В числе главных задач на это десятилетие — развитие интеллектуального промышленного производства путем внедрения высоких технологий (промышленные роботы и аддитивное производственное оборудование, цифровые и облачные технологии, интеллектуальное (умное) оборудование и продукция, интеллектуальное управление процессом производства и качеством продукции).

Цифровизация экономики, однако, не принизит ценность человеческого потенциала. Но потребует трансформации сферы занятости населения. Авторы концепции предвидят скорое появление на белорусском рынке труда рабочих мест, требующих от человека современных компетенций по обслуживанию роботов, дизайну виртуальной реальности. Понадобятся юристы по разрешению споров, связанных с деятельностью роботов, психологи-цифровики и т.д. Особо востребованны станут навыки критического мышления, способность к анализу и решению сложных задач.

При этом общий уровень безработицы (рассчитываемый по методологии МОТ) в перспективе планируется сохранить на планке не более 4 процентов, а уровень неформальной занятости — снизить с 8,4 процента в 2022 году до 5 в 2040‑м. Словом, гуманоидные роботы и их более привычные глазу сородичи не испортят, а облегчат жизнь белорусов.

Свежие ростки белорусской роботизации мы видим уже сейчас. Например, в июне глава «Беллегпрома» Татьяна Лугина заявила, что на предприятиях концерна ведется установка роботизированных комплексов по пошиву постельного белья, уже запущено несколько комплексов по автоматическому производству полотенец:
— Стоит задача в ближайшие годы максимально перевести в автоматический перешив тот ассортимент, для которого это возможно. А освободившихся швей будут задействовать на более сложных направлениях, куда еще не пришли роботы и автоматы.
Предприятие по производству роботов может появиться в индустриальном парке «Великий камень»: одна из китайских компаний готова инвестировать в открытие дочернего предприятия в Беларуси. Более двух десятков роботизированных технологических комплексов есть в сварочном цехе БЕЛАЗа — роботизация сварки поперечин рам самосвалов уже достигла 90 процентов от общего объема сварки таких узлов… Процесс роботизации производства идет, но без эпатажных и громких заявлений, дутых сенсаций. И неважно, гуманоидный робот или обычный. Главное, чтобы свою работу выполнял на отлично.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter