Кыргызстан впервые принимал у себя саммит ЕАЭС и справился с задачей вполне достойно. Правда, накануне встречи в верхах в Бишкеке на весь день зарядил проливной дождь, и, казалось, не было конца этим плотным серым тучам. Но с утра из–за гор выглянуло ласковое солнце, и я сполна ощутил, что нахожусь в южных широтах. Столь же теплой была атмосфера и в государственной резиденции «Ала–Арча», где Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, как и полагается на Востоке, гостеприимно привечал своих коллег. Они приезжали строго по алфавиту, и первыми в Конгресс–холл поочередно вошли Президенты Армении и Беларуси. Дальше все ждали Нурсултана Назарбаева, но в дверях неожиданно показался Владимир Путин (его пунктуальности особенно удивились российские журналисты). Алфавитный порядок был нарушен, зато появилась надежда, что переговоры начнутся вовремя. Так и получилось.
Евразийская пятерка обсудила итоги проделанной работы и определила ориентиры макроэкономической политики на 2017 — 2018 годы. Спору нет, вместе сподручнее отвечать на современные вызовы, создавать совместные производства, нивелировать риски и противостоять негативным трендам в мировой экономике. В эти непростые два года с момента своего создания
ЕАЭС сработал в качестве своеобразной подушки безопасности для всех участников. Наметилось оживление во взаимной торговле. Однако почивать на лаврах явно преждевременно, о чем прямо и открыто говорил Александр Лукашенко:
— Одно дело — закрепить идеи интеграции на бумаге и совсем другое — воплощать их на практике. У союза достаточно нерешенных проблем. В прошлом году нам так и не удалось остановить снижение взаимного товарооборота и устранить причины, приведшие к этому.
Да, можно ссылаться на внешние факторы, санкции Запада против России, снижение мировых цен на нефть, газ, металлы, удобрения. И все это правда, но неполная. Наличие барьеров и множества изъятий на внутреннем рынке ЕАЭС все еще мешает нашим странам максимально использовать его преимущества. Суть белорусской позиции остается неизменной: интеграция немыслима без создания равных условий для субъектов хозяйствования всех стран–партнеров. Наш Президент твердо настаивает на снятии всяких барьеров и сокращении изъятий в торгово–экономических отношениях друг с другом. Нынешний год, убежден Александр Лукашенко, должен стать переломным в развитии ЕАЭС. Это не просто декларативная максима. Президент Беларуси предложил конкретные меры по углублению интеграции. Прежде всего ввести мораторий на принятие новых правовых актов, носящих дискриминационный характер по отношению к партнерам по союзу. Более принципиально к устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС должна подойти и Евразийская экономическая комиссия. Назрела необходимость выработки механизма функционирования ЕАЭС в случае, когда один из его участников принимает односторонние меры по защите рынка в отношении третьих государств. Ввела, например, Россия эмбарго на поставки товаров с Запада — и сразу же оказались ущемленными наши интересы. Более того, на Минск легли дополнительные издержки, связанные с контролем и предотвращением ввоза санкционных товаров в Россию.
Словом, проблем хватает, и их надо решать, а не стыдливо замалчивать. Об устранении барьеров и минимизации изъятий внутри союза говорили Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. Президент России предложил ускорить работу над внедрением электронной системы отслеживания движения товаров внутри ЕАЭС. Алмазбек Атамбаев приоритетным считает создание наилучших условий для развития бизнеса. На более активном внедрении инновационных технологий в промышленности и сельском хозяйстве настаивал Серж Саргсян.
С другой стороны, несмотря на сложности в своем развитии, ЕАЭС становится все более привлекательным для других государств. В частности, о своем желании стать наблюдателем при этой организации заявила Молдова. Президенты стран ЕАЭС поддержали такое решение Кишинева и договорились запустить процесс уже на следующем заседании, которое пройдет 11 октября в Москве.
...Во второй половине дня к Президентам Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении присоединился их таджикский коллега Эмомали Рахмон. Встреча глав государств — членов ОДКБ изначально планировалась как неформальная. Но зачастую именно такое общение оказывается важнее официальных переговоров. Впрочем, можно ли вообще как–то оценить степень значимости того или иного мероприятия, когда речь идет о национальной безопасности. Разве мог кто–то еще лет пять назад предположить, что страны, доселе считавшиеся вполне благополучными и безопасными: Бельгия, Великобритания, Швеция, Германия — подвергнутся жестоким атакам террористов. До предела обострились противоречия между ведущими державами по сирийскому вопросу. Не стоит тешить себя иллюзиями, что это слишком далеко от нас. От Беларуси до Сирии примерно 3 тысячи километров, намного меньше, чем до Бишкека. Поэтому происходящее на Ближнем Востоке, и уж тем более у самых границ ОДКБ (в Украине, Афганистане, Северной Корее), всплеск нелегальной миграции, волна экстремизма, растущее информационное противоборство — все это способно оказать деструктивное влияние на безопасность в странах организации. Вовремя заметить и нейтрализовать угрозу, упредить действия внешних сил по подрыву государств изнутри — это сегодня ставится во главу угла деятельности ОДКБ. Президенты в Бишкеке смогли сверить часы и обсудить наиболее актуальные вопросы, связанные с вызовами и угрозами в зоне ответственности организации.
Единогласно принято решение о назначении со 2 мая 2017 года новым генеральным секретарем ОДКБ секретаря Совета национальной безопасности Армении Юрия Хачатурова.
Между тем
В Бишкеке Александр Лукашенко в двустороннем формате пообщался с Президентом Молдовы. Игорь Додон занимает высокий пост с декабря прошлого года, а потому их встреча стала, по сути, первым знакомством. Они сразу нашли общий язык. Александр Лукашенко даже высказал сожаление, что не получилось встретиться раньше:
— Вы человек новой формации, но абсолютно тех же взглядов и той политики, которой мы придерживаемся. Поэтому, я думаю, мы сможем продвинуть наши отношения.
Игорь Додон не удержался от комплиментов и сказал, что в Молдове очень хорошо знают о Беларуси и многому завидуют. Да и европейским партнерам есть чему поучиться у белорусов, добавил молдавский Президент и пообещал летом приехать в Минск, чтобы придать новый импульс двусторонним отношениям.