Ставку на возобновляемую энергетику делает весь мир. И не только потому, что того требует экология. Страны все меньше хотят зависеть от поставок углеводородного сырья. Беларусь давно выбрала именно такой вектор. И господдержка на уровне Главы государства дает о себе знать. Совсем скоро свой вклад внесет и БелАЭС, которая после выхода на проектную мощность будет производить около 40 процентов электроэнергии в стране. А как ситуация выглядит в развитии?
С мыслью о будущем
Человечество использовало возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с давних времен. Знаете ли вы, к примеру, что первая известная мельница на реке Свислочь упоминается еще во времена основания Минска, а первые ветряные мельницы — «вежы млыновы» — в XVI веке? В 1840 году в Минской губернии было уже 315 ветряков. В начале 1860-х в Гродненской губернии из 1123 мельниц 347 были ветряными, 592 — водяными, 157 — конными. А в конце 1950-х на реках и прудах страны работало более 180 малых ГЭС. Правда, заговорили в новом ключе об энергии ветра, солнца и воды относительно недавно — в середине 1970-х. Осознавали такую необходимость и у нас…
Выступая на I Съезде ученых Беларуси в 2007 году, Александр Лукашенко отметил, что в нынешних реалиях перспективным становится использование ВИЭ.
— В этом направлении нами не сделано практически ничего, — заявил тогда Президент. — Кое-какие подвижки в развитии гидроэнергетики имеются, но достаточно глубокого научного обеспечения пока нет.
Впрочем, набрасываться только на имеющиеся природные ресурсы, подчеркивал Глава государства, тоже не нужно:
— Если пойти по этому экстенсивному пути, то мы можем в течение десятка-двух лет обезлесить всю нашу страну и задымить свое небо. Мы должны помнить о будущих поколениях и оставить им не выжженную и опустошенную землю, а страну с чистой и прекрасной природой.
Выход — как раз развитие ВИЭ.
В ноябре 2018 года во время совещания по вопросу совершенствования системы управления белорусской энергетикой Президент отметил, что стабильность в этой сфере является крайне важным элементом безопасности и независимости государства, и обратил внимание на позитивные изменения:
«Беларусь вышла на передовые позиции среди стран Содружества по удельному расходу топлива на производство одного киловатта электроэнергии. Потребление импортируемого топлива уменьшилось на 3 миллиарда кубометров газа в эквиваленте. Это сокращение примерно на 600 миллионов долларов в год. При этом собственное производство электроэнергии увеличилось на 2 миллиарда 1 миллион киловатт. К слову, в 2018 году мы впервые полностью отказались от импорта электрической энергии. Как мне неоднократно докладывали, энергосистема Беларуси не только является одной из самых надежных и эффективных на постсоветском пространстве, но и не уступает ряду европейских государств».
— Старт для развития зеленой энергетики фактически был дан в 2010 году с принятием Закона «О возобновляемых источниках энергии», — рассказывает заместитель председателя Госстандарта — директор Департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко. — Главный посыл — дать толчок для развития отрасли, сделав ее приоритетной в сравнении с ископаемыми углеводородными источниками энергии, которые в конечном итоге исчерпаемы. Была предусмотрена сильная господдержка.
В Беларуси используются биомасса (торфяное топливо, дрова, отходы древесины, растениеводства), энергия солнца, воды, ветра, биогаз
— Нам нужны точки роста, и роста именно будущего. Построить просто завод сегодня недостаточно. Мир развивается по определенным направлениям, и темпы бешеные. Нам удалось заняться тем, что потом, в будущем, будет очень важно: это космос, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии. Поэтому было принято решение о строительстве АЭС. Эти точки роста потянут всю экономику нашей компактной, небольшой европейской страны.
Ставка на солнце
Сейчас у нас наиболее развитый возобновляемый энергоресурс — энергия солнца. И хотя на нашу страну приходится около 30 солнечных дней в году, всего в Беларуси уже 80 фотоустановок, суммарная доля электрической мощности от которых 156,6 МВт — более трети от всей мощности установок ВИЭ.
Брагинский район — самый южный, по числу ясных дней его райцентр, считайте, наш Сочи. Неудивительно, что первый в стране солнечный парк появился именно здесь. Он по-прежнему входит в тройку крупнейших фотогигантов страны: представьте себе 60 футбольных полей, на которых разместилось 90 тысяч солнечных батарей! Объем вложенных инвестиций — 24 млн евро. Станция работает с 2016 года, и за это время выработано более 100 млн кВт·ч. Мощности фотоэлектростанции хватит, чтобы обеспечить Брагинский, Кормянский и Хойникский районы. Четыре года назад «СБ. Беларусь сегодня», рассказывая о запуске нового объекта, привела интересный факт: «Каждый час работы станции позволит Беларуси отказаться от 7 тысяч кубометров природного газа». Кроме очевидных зеленых плюсов и экономии на энергоресурсах, есть у таких объектов и другой немаловажный плюс — возможность собирать энергию солнца с пострадавших от чернобыльской аварии территорий.
Чтобы связать между собой все панели и оборудование электростанции, строители проложили более 730 км кабелей — это больше, чем от Минска до Москвы! Мощности станции хватит на включение всей вечерней подсветки белорусской столицы.
— У нас есть территории, полностью выведенные из севооборота, — говорит Михаил Малашенко. — Но если эти земли нельзя использовать в сельхозработах, то можно извлечь другую пользу — производя чистую энергию, тем самым обеспечивая доход в районный и республиканский бюджеты.
Самая же большая фотоэлектростанция раскинулась на 115 гектарах под Речицей. Старт стройке был дан в 2014 году: более 218 тысяч солнечных панелей, оборудование премиум-класса… Ежегодно такая электростанция позволяет сэкономить более 9,7 тысячи тонн углеводородного топлива, снижает выброс загрязняющих веществ на 278 тонн. Оцените мощность: в среднем за год выработка электроэнергии составляет 65 миллионов кВт·ч, тогда как, к примеру, Хойникский район за этот период потребляет 13 миллионов кВт·ч.
Куда дует ветер
Ветроустановки в Новогрудке — одна из местных достопримечательностей. Расположенный на холмах город практически весь окружен огромными ветряками, ведь возвышенность по всем параметрам — одна из самых привлекательных точек в стране для развития этой отрасли: открыта всем ветровым направлениям.
Еще в 2011 году в Новогрудке была сооружена ветроэнергетическая установка. Ее мощность составила 1,5 МВт — доселе аналогов в Беларуси не было. Работу энергосберегающего объекта оценили и пришли к выводу: получать киловатты из воздуха выгодно. Подтянулись и инвесторы, и частные предприятия: сейчас в районе работает уже 20 ветроустановок разных мощностей. Под Грабниками раскинулся и самый большой в стране ветропарк мощностью 9 МВт. В сентябре 2015 года «СБ. Беларусь сегодня» следила за строительством: «Одна конструкция весит 200 тонн (всего их будет пять). Чтобы надежно ее зафиксировать, потребуется около 500 тонн бетона и около 40 тонн стальной арматуры. И если сейчас там вынуждены «перегонять» дорогостоящую электроэнергию из Новолукомля, Белоозерска и даже Смоленска, то с введением в эксплуатацию ветроэнергетического парка энергозависимость района будет уменьшена в разы».
Высота установок в Грабниках — 80 метров, длина лопасти — 40—42 метра. Высшая точка — 120 метров. Ветряки расположены на высоте около 320 метров над уровнем моря.Сила водной стихии
В Беларуси 20,8 тысячи рек — больших и малых — общей протяженностью 90,6 тысячи километров. Однако преобразовать их природную силу в электроэнергию можно далеко не везде: страна равнинная, скорость течения рек у нас невысокая. Самые перспективные для получения альтернативных киловаттов — Западная Двина, Неман и Днепр.
Настоящим экзаменом и для строителей, и для энергетиков стал инновационный проект Гродненской ГЭС. Добывать энергию из воды на Немане начали 8 лет назад. Именно во время посещения этого объекта в 2014 году Президент потребовал от Правительства оценить эффективность работы новой гидроэлектростанции:
— Встает вопрос: стоит ли нам в таких объемах этим заниматься? Почему в таких объемах? Потому что все равно, как бы там ни было, строить станции эти надо. Лишь только потому даже, чтобы сохранить школу, что у нас строители должны это не забыть.
Мало кто знает, что на Витебщине должно было появиться настоящее море, а на Западной Двине — мощная ГЭС: первый проект такого строительства был разработан еще в 1956 году, но в советское время так и не был реализован. Зато три года назад планы претворили в жизнь: 31 июля заработала Витебская гидроэлектростанция — самая мощная в стране. Строительство началось в 2013-м совместно с китайскими партнерами, и теперь мощность объекта — 40 МВт, годовая выработка — 138 млн кВт·ч. Хватит, чтобы обеспечить электроэнергией весь Витебский район. А экономия углеводородного топлива — более 21 тысячи тонн ежегодно. Весомая лепта в энергетическую безопасность страны.
Прибавьте сюда Полоцкую ГЭС, которая даже некоторое время успела побывать в статусе крупнейшей в стране: мощность — более 21 МВт, ежегодная экономия — почти 11,5 тысячи условного топлива. Стройка двух объектов шла практически параллельно: Витебская начала вырабатывать первые киловатты 31 июля 2017 года, а Полоцкая — на месяц раньше. Вот что рассказывал «СБ. Беларусь сегодня» о ходе строительства начальник Полоцкой ГЭС Василий Велюго:
— Когда я впервые попал на стройку, не удержался и воскликнул: «Ничего себе!» Тогда воду между земляными перемычками уже откачали, землю из котлована между ними выбрали и начали бетонировать основание. Конечно, я изучал проект и представлял, как все должно выглядеть. Но когда увидел площадку своими глазами, поразился, насколько силен человек! Это сколько же усилий необходимо приложить, сколько техники нужно задействовать, чтобы выгородить на дне Двины площадку, пустить реку в обход…
Потенциальная мощность всех водотоков в Беларуси, по оценке специалистов, составляет 850 МВт. На 1 апреля установленная мощность всех 53 ГЭС в Беларуси была 95,5 МВт.На пороге открытия
Первый энергоблок БелАЭС уже готовится к пуску, монтируют и тестируют оборудование на втором. Стройка, каких еще не было. Когда нет своих энергоресурсов, возникает обременительная зависимость от других стран. Один только факт: около 95 процентов электроэнергии в Беларуси вырабатывается из импортируемого природного газа. Необходимость обеспечить энергетическую безопасность государства привела к логичному выводу: БелАЭС быть! Обращаясь с Посланием к белорусскому народу в 2008 году, Александр Лукашенко отметил:
— В такой стратегической сфере, как энергетика, действовать надо на опережение и работать на перспективу. Иначе добиться устойчивого развития страны просто не получится.
Что даст своя атомная станция? Во-первых, это, по прогнозам, позволит сэкономить для страны около 4 млрд кубометров природного газа, на 10 млн тонн в год снизятся выбросы парниковых газов в атмосферу. Во-вторых, мы получим более дешевую электроэнергию по сравнению с теми же газовыми ТЭЦ — считайте, наполовину. После выхода на полную мощность БелАЭС будет производить около 40 процентов электроэнергии в стране.
В Беларуси в 2019 году произведено 40,3 млрд кВт·ч электроэнергии.
ФАКТ
По состоянию на 1 апреля суммарная установленная электрическая мощность установок ВИЭ — 415 МВт, ими выработано 0,9 млрд кВт·ч. К слову, 6 лет назад мощность таких установок была почти в 5 раз меньше — 88 МВт. Еще в 2016 году из ВИЭ мы вырабатывали в три раза меньше электроэнергии — 0,3 млрд кВт·ч.
savitskaya@sb.by