Александр Бодяко не просто возглавляет завод «Технолит», а является его отцом. Своими руками, а вернее умом, он с нуля создал в Могилеве литейку, в основу которой легли собственные научные разработки. Гибкая инженерная мысль, горящая делом команда и многовекторность заказов — три кита, на которых держится и процветает бизнес. Что такие решения были дальновидными, доказала сама жизнь. Не случайно в кабинете Александра Михайловича красуется переходящее Красное знамя и диплом, гласящий, что «Технолит» — лучшая промышленная организация Могилева с численностью работников свыше 500 человек.
Попали в историю
— Логический венец многолетних новаций в промышленности и решения проблем, с которыми не смогли справиться до нас, — гордо улыбается Александр Бодяко. — Приятно, что впервые власти города отдали переходящее знамя частной компании. Все же это не малый или средний промышленный, а крупный бизнес.
Директор Александр Бодяко.
Значит, частное производство уже воспринимается как полноценное звено экономической цепи государства. Мы единый народно-хозяйственный механизм, и каждый в нем — винтик или гаечка, выполняющие свою функцию.
При этом Александр Михайлович подчеркивает, что радость от пьедестала была короткой, ведь уже нужно начинать новый виток:
— Условная желтая майка лидера накладывает груз ответственности. Нужно соответствовать высокому званию, доказать, что успех не был случайным! Поверьте, это нелегко. При этом надеюсь, что наше предприятие удержит знамя по итогам этого года. Темп роста у нас еще более высокий. Если в 2023 году он составлял около 150 процентов к уровню 2022‑го, в 2022‑м — более 140 процентов к 2021‑му, то в текущем году уже растет темпами свыше 160 процентов к 2023‑му.
«Задачки со звездочкой»
Принимая новые экономические реалии, связанные с закрытием высокомаржинальных европейских рынков, руководитель литейного предприятия видит решение этой «задачки со звездочкой».— «Технолит» выруливает за счет того, что наши технологии изначально строились не только новыми, но гибкими. Это была моя осмысленная техническая политика. На одном и том же оборудовании можем делать и «пятое», и «десятое».
В первую очередь это возможно благодаря гибкому мышлению инженерной команды, которую я вырастил и которая стоит сегодня за этими технологиями.
Мне в целом интересно работать только с теми, у кого есть интерес к новому, неустанность от трудностей и проблем, — отмечает собеседник.
Еще одна составляющая успеха предприятия кроется в том, что изначально в работу здесь брали те детали и направления, которые были проблемными для конкретного предприятия или целой отрасли. Александр Бодяко уточняет:
— Решили нерешенные до нас проблемные вопросы для железной дороги. И так везде. Петербургский тракторный завод, МТЗ, КАМАЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш» отдали нам продукцию, которую мы делали лучше и дешевле. Такая выстроенная мной тактика и одновременно стратегия, технико-экономическая политика позволяет в любой ситуации оставаться на плаву, поскольку мы не завязаны на одной конкретной отрасли. У нас и сельское хозяйство, и транспортное машиностроение, и судовое, и дорожно-строительная техника. Да что ни возьми!
Движение — жизнь
За годы работы в промышленности на острие решения проблем техники Александр Бодяко окончательно убедился: останавливаться ни в коем случае нельзя.Сейчас «Технолит» сильно гребет в сторону тяжелого двигателестроения.
— Видели эту нишу и раньше, но поняли, как именно быстро ее занять, когда рынок опустел отдельными товарами, часть из которых в Беларуси и России закупалась по импорту, — говорит Александр Михайлович. — Также активно двигаемся в направлении Индии, которая технически развивается семимильными шагами. С этой страной у нас связана серьезная кооперация. Не могу раскрывать детали, только скажу, что интерес у нас обоюдный. Им нужна наша продукция, а нам — их.
Расширение географии контактов позволяет придерживаться принципа, чтобы один покупатель или одно направление не превышали 10 процентов в доле объема предприятия.
— Президент ориентировал нас по примерной структуре бизнеса: 30 процентов внутренний рынок, другие 30 — это ближнее зарубежье, еще 30 — дальнее зарубежье. Практически вышли на эти показатели. Будем придерживаться такого тренда и впредь, чтобы не чувствовать ущерб, в случае если отвалится какой-то сегмент. Правда, для себя сделали вывод, что в пределах этих 30 процентов нужно дробить дополнительно. Никто из заказчиков не должен превышать десятой доли всех заказов, — объясняет Александр Бодяко.
Хенд-мейд
Символично, что в конце нашей беседы, которая проходила накануне Дня машиностроителя, затронули современную промышленную революцию, именуемую «Индустрия 4.0».— Проще говоря, это индустрия без людей. Но я убежден, что мир пришел к ней, потому что есть те, кому она недоступна. Я и себя к ним отношу: за счет того, что мы работаем руками, кто-то может работать роботами и машинами! — заключил Александр Бодяко.
|
УНП 700001147