Игорь Басинский и Виктория Чайка.
— Вика Чайка и Илья Чергейко сегодня лидируют в мировом рейтинге, так что их, уверен, в Токио мы тоже увидим. А вот как сложится на олимпийском стрельбище — жизнь покажет. Все, кто едет на Игры, рассчитывают вернуться оттуда с медалью. Мы не исключение. Но решаем вопросы по мере поступления. Сначала завоевываем лицензии. В Японии первая задача — пробиться в финал, куда попадают всего 8 человек. А там по новым правилам уже пойдет стрельба на выживание: кто хуже выстрелил, соревнование тут же покидает. Настоящая олимпийская система. Очень зрелищно для болельщиков, но невероятно сложно для спортсменов: один сбой перечеркивает все старания и обнуляет предыдущие точные выстрелы. Права на ошибку нет.
Почти как в ковбойских дуэлях на Диком Западе: или пан, или пропал. Следует заметить, что спортивная стрельба уже давно перестала быть скучной, и таковой ее считают лишь те, кто никогда не был на соревнованиях снайперов. Это довольно увлекательное зрелище. Хотя и на любителя, конечно.
— В Токио вам раньше приходилось выступать?
— Никогда, это будет для нас новый опыт. Главной проблемой, думаю, станет жара. Но привыкнем, приспособимся. Планируем прибыть в Японию за 10 дней до начала соревнований, чтобы адаптироваться, осмотреться и привыкнуть к специфическим условиям. Ну и пристреляться, конечно.
В обойме белорусской сборной по пулевой стрельбе холостых патронов нет.— Обрисуйте вкратце диспозицию: на кого наша главная олимпийская ставка?
— В винтовке это Юрий Щербацевич, Виталий Бубнович, который только возвращается в строй после травмы и операции, Илья Чергейко и Маша Мартынова. Они наши лидеры. Также хорошие результаты показывают Светлана Щербацевич, Владислава Пронько и Евгения Дикая. В пистолете — Виктория Чайка. Плюс есть шансы зацепиться за лицензию у Екатерины Крученок. Также хочу отметить Абдул‑Азиза Курди. Он еще юниор, но я, например, в 18 лет уже на чемпионате мира стрелял в составе сборной СССР. А наш Костя Лукашик и вовсе в 16 лет Олимпиаду в Сеуле выиграл. Так что возраст меткости не помеха.
В списке главного тренера в основном знакомые все лица. Однако на одно из них стоит обратить особое внимание — на Мартынову. Папина дочка (ее отец — легенда белорусской стрельбы, рекордсмен мира и неоднократный призер Олимпиад, чемпион Лондона‑2012 Сергей Мартынов) стремительно подросла и ворвалась в обойму лучших снайперов мира.
Мария Мартынова.
— Игорь Михайлович, ровно год назад в этом же тире мы с вами общались, делая прогнозы на II Европейские игры. Тогда Мартынова только подавала надежды, а вы отмечали ее целеустремленность и талант, осторожно проча ей хорошее спортивное будущее. За год Мария столь сильно спрогрессировала?
— Сегодня Маша стреляет на мировом уровне, показывая стабильные результаты. Прогресс действительно заметный. Но удивляться не стоит: гены берут свое. К тому же она истинный профессионал, полностью отдает себя стрельбе. Отсюда и результат.
Стрельба — вид спорта непростой и очень дорогой, каким бы странным это ни казалось. За тренировочный день спортсмены отстреливают порядка 250 патронов каждый. На сборе национальной команды находится 16 − 20 человек. Цена патронов в мелком калибре почти полтора рубля за штуку. Вот и считайте. И это только каждодневные расходы. Плюс оружие. Хорошего уровня пневматический пистолет обойдется в 1,5 тысячи евро, мелкокалиберный — на тысячу дороже. Винтовка — от 3,5 в пневматике до 6 тысяч в мелком калибре. Костюм для стрельбы из винтовки — от 1,5 до 2 тысяч евро. Ботинки — 250 евро. А еще прицелы, подставки, крюки, затыльники... Набегает очень прилично.
— Но больше всего денег уходит знаете на что? — улыбается Игорь Басинский. — На валидол! Потому что без него смотреть на соревнования стрелков невозможно: это сплошные нервы!
s_kanashyts@sb.by