Конечно, никто из нас не смотрит документальные ленты на постоянной основе, тем драгоценнее возможности, которые дарит зрителям «Евразия.DOC»: бесплатные кинопоказы, где демонстрируются лучшие новинки жанра и есть возможность задать вопросы авторам, имеют своих поклонников — у фестиваля давно сложился круг заинтересованных болельщиков, внимательно следящих за программой.
Пульс эпохи — вот то, что привлекает в каждом фильме, вошедшем в итоговую программу фестиваля. Темы, волнующие сегодня авторов документального кино, глобальны: война и мир, история и современность, человек, ищущий свое место в пространстве и времени.Исполнительный директор форума, председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев признался:
— Что меня очень сильно порадовало: какие бы сложные темы ни затрагивали авторы и режиссеры нашего кино, в центр документалисты, не сговариваясь, ставят человека, его внутренний мир. Если речь идет о войне, о вопросе жизни и смерти, о трагедии человеческой, о служении Родине — в центре все равно стоит человек. Это присутствует в работах и белорусских, и российских документалистов, и авторов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Ирана… И документалисты через человека, через его внутренний глубокий мир пытаются посмотреть на проблему. Это хороший сигнал не только для документалистики и журналистики.
Мне это сразу напомнило работы великих авторов — писателей, поэтов Первой мировой войны и Второй мировой войны: «По ком звонит колокол» Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, когда война, смерть и трагедия становились просто декорациями, а в центре этих декораций оставался человек.И вот эта глубокая рефлексия свидетельствовала о том, что человечество в своей массе уже устало от войн и конфликтов. Осталось подтолкнуть политиков к справедливым решениям мироустройства.
«Женщины. Война».
У документалистики сегодня женское лицо. По крайней мере, в этом убежден декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова и председатель жюри фестиваля Виталий Третьяков.
— Меня приятно поразила программа фестиваля «Евразия. DOC», — отметил Виталий Товиевич. — Очень сильная программа в целом и много хороших и интересных документальных фильмов. Есть длинные, на час и больше, и некоторые из них смотришь не отрываясь от начала до конца. Я обратил внимание, что в документальном кино авторов-женщин больше, чем мужчин. Это, безусловно, становится женским делом. Хорошо это или плохо, можно спорить и обсуждать, провести соответствующую дискуссию, но это показательно. Я бы сказал, что женщина вытесняет мужчин с этого поля. В большом художественном кино этой тенденции нет, в сериалах — трудно сказать, надо разбираться, но здесь — очевидно.
Еще не так давно уделом женщин в документалистике были темы социальные и культурные. Меняется эпоха — меняется и тематика. И вот россиянка Ульяна Герасимова снимает фильм «На фронт», Наталья Штонда вместе с выжившими заложниками вспоминает трагедию Беслана, Татьяна Соболева отправляется в Ногайскую степь — место экологической катастрофы, а Яна Рубановская вместе с учеными следует в опасную экспедицию по русской Арктике.
«Беслан. Три дня навсегда».
Белоруски также достойно показали себя в рамках «Евразии.DOC», обратившись к темам сложным и трагическим: Полина Лущик с фильмом «Она — война», Оксана Лашкевич «Минск 1944. Освобождение», журналист и писатель Анна Литаш, создавшая фильм-реквием о белорусских летчиках-героях — майоре Андрее Ничипорчике и лейтенанте Никите Куконенко.«Она — война».
При этом в документалистике хорошо заметен молодежный тренд: все в один голос утверждают, что состав участников «Евразии.DOC» помолодел и это несет в себе новые надежды.
— Молодые люди сегодня приходят в документалистику и делают потрясающее кино, — поделилась впечатлениями член жюри фестиваля, директор МТРК «МИР» в Республике Беларусь Ольга Шпилевская. — Меня поразило, насколько молодежь вовлечена в глобальные проблемы. Потому что любой фильм, который ты смотришь, касается вечных, глобальных ценностей. Молодежь сегодня волнует и Великая Отечественная война, и СВО, а это значит, что мы правильные ценности закладываем в подрастающее поколение. Было несколько фильмов, поднимающих историю малой родины, возрождения деревень, — это ведь тоже глобальные ценности, которые должны быть заложены в каждом. Мне кажется, любой телеканал мог бы брать эти фильмы для показа.
Фестиваль «Евразия.DOC» не останется в столичных рамках: как и в прошлые годы, организаторы повезут лучшие фильмы в регионы Беларуси, многие киноленты отправятся за рубеж — в страны СНГ. В конце концов, именно документальное кино — это подлинное окно в жизнь, и заглядывать в него интересно и познавательно.
«Невечная мерзлота».