Иллюстративное фото
Ретроаксессуар
Первые телефоны-автоматы появились в Беларуси еще в 1930-х годах, а к концу декады их было больше 60 штук. Бум таксофонов пришелся на начало века, телефонные будки были буквально на каждом шагу — по стране их насчитывалось около 20 тысяч. Сегодня это число заметно сократилось. По данным «Белтелекома», в Беларуси осталось лишь 540 аппаратов, из которых 127 работают в столице. Чаще всего таксофоны устанавливают в местах, где люди особенно нуждаются в связи: на вокзалах, в общежитиях, больницах, а также на улицах и в магазинах.Услуга связи доступна в нескольких вариантах. «Удобный звонок» позволяет звонить только на городские номера, а платит человек «на той стороне провода». Нужно лишь набрать бесплатный номер 811, соединиться с оператором и назвать контакт. На таксофон можно и перезвонить — 74 столичных аппарата принимают входящие. Внутри будки указан телефонный номер. Нужно сообщить его абоненту и договориться о времени, чтобы не дежурить у телефона. Для большей свободы доступен карточный сервис. С помощью Сервисной телефонной карты (СТК) или Карточного счета (КС) можно звонить не только на городские номера, но и на мобильные.
Карта решает
Купить сервисную телефонную карту можно несколькими способами — в центрах «Белтелекома», отделениях «Белпочты» или даже заказать виртуальную версию. Но мы легких путей не ищем: решили отправиться за картой в ближайшее почтовое отделение на вокзале. Подходим к сотруднице и говорим, что хотим позвонить с таксофона. Она нисколько не удивилась нашей просьбе и спокойно объяснила, какие карты доступны. Оказалось, есть варианты с разными номиналами — на 2000, 4000, 8000, 16 000 и даже 30 000 тарифных единиц. Чем дольше разговор, тем быстрее расходуется «счет». Мы решили взять карту на минимальное количество — заплатили 3 рубля 75 копеек.Девушка подробно рассказала, как все работает, и сразу предупредила, что карту в таксофон вставлять не нужно. На вопрос, часто ли у них покупают такие карты, неожиданно призналась:
— Периодически берут. Возможно, благодаря расположению рядом с вокзалом.
Мама, привет
Карта в кармане, и мы отправляемся к таксофону: на железнодорожном вокзале их сразу двенадцать. На сервисной карте напечатана инструкция: сначала набрать номер 176, а дальше следовать голосовым подсказкам. Признаюсь, разобраться получилось не сразу. Только после пары попыток в трубке раздался голос, который вежливо попросил ввести PIN, а затем уточнить номер абонента.— Мама, привет, это я, звоню тебе с таксофона!
На той стороне — замешательство. Мама в недоумении, почему звоню не с мобильного. Связь оказалась не лучшей — голос уходит куда-то вдаль, шумит и прерывается. Но главное, я смогла сказать маме, как сильно ее люблю.
Прохожие на вокзале удивлялись не меньше нас. Решили узнать, когда они в последний раз пользовались таксофоном. Подошли к молодой маме с ребенком. Девушка призналась, что в жизни не пользовалась аппаратом: зачем, когда есть смартфоны? А мальчик, глядя на трубки, искренне не понимал, что это за штуки на стене. Сидевшая рядом женщина с ностальгией вспомнила, что сама пользовалась таксофоном лет двадцать назад:
— Я даже не знаю, как за него сейчас платить. У каждого телефон под рукой, и все им пользуются.
На самом деле таксофоны не просто ретроэкзотика, а страховочный вариант связи. Мобильный телефон — вещь удобная, но капризная: он может разрядиться, сломаться или попросту пропасть из зоны доступа в самый неподходящий момент. В такой ситуации старый добрый таксофон окажется настоящим спасением. С его помощью можно бесплатно вызвать экстренные службы — 101, 102, 103, 104 или 112.