Буллинг – это не только про школу, обидные прозвища и спрятанный в раздевалке рюкзак. К сожалению, и во взрослых коллективах это явление далеко не редкость. Коллеги могут распространять слухи, отпускать едкие замечания и доводить до слез. Как противостоять травле? Или лучше сразу уходить, не тратя силы на выяснение отношений?
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.
Про ДАРЬЮ и игру в молчанку
Три года Дарья, специалист по маркетингу, прожила в состоянии стресса, а все из-за начальницы:– Для поддержания душевного равновесия ей нужны были друг и враг – причем желательно, чтобы оба сидели в одном кабинете. Поначалу меня назначили другом: начальница часто звала посекретничать, хотя, казалось бы, какой интерес у 45-летней дамы обсуждать свои дела с четверокурсницей. «Мальчиком для битья» служила моя коллега. Ее отчитывали по любому поводу, называли бездарностью.
Когда коллега добилась перевода в другой отдел, менеджер стала отрываться на Даше:
– Каждый день я слышала, какая я некомпетентная и неспособная. Иногда (под настроение) начальница играла в молчанку. Например, озвучивала задание, не сообщая подробностей, а на каждый уточняющий вопрос закатывала глаза, мол, зачем спрашивать очевидное.
Даша пробовала разные тактики, даже попыталась научиться… жалеть руководительницу, ведь счастливый человек вряд ли будет вести себя так:
– Но все мои психологические упражнения если и помогали, то ненадолго. И хотя у меня были интересная работа и хорошая зарплата, я собиралась уходить. Даже деньги не аргумент, если тебе плохо. Но случилось чудо: произошла реструктуризация – и меня определили в другой отдел. А начальницу потом уволили за конфликт с подчиненной, которую она выбрала в качестве новой жертвы.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ.
Про Ольгу и выброшенную кружку
Прошлым летом пиарщик Ольга попала в компанию мечты: громкий бренд, интересные задачи, красивые современные опенспейсы. И приветливая руководительница, которая, казалось бы, искренне рада новому сотруднику. Но оказалось – показалось, рассказывает Ольга:– Похоже, меня взяли для того, чтобы начальница могла тешить свое самолюбие. Тыкая меня носом в мелкие недочеты, она повышала свою самооценку. Поначалу я искала причины в себе: может, действительно где-то недорабатываю? Видя мои терзания, новые коллеги успокоили: «С тобой все в порядке. Это обычный сценарий». Выяснилось, что за последние месяцы на моем месте сменилось три человека. И все они при увольнении отправляли в мусорное ведро фирменную кружку. Надо мной тоже подшучивали, мол, ты уже готова выбрасывать чашку или еще потерпишь?
Начальница могла днями не разговаривать с Ольгой и передавать поручения через других сотрудников, сидя за соседним компьютером. Могла устроить разнос, если подчиненная отсутствовала в кабинете дольше нескольких минут. Например, вышла попить, перечисляет Ольга:
– Как-то ко мне стали подходить девочки из компании и хвалить мой Instagram. После третьего по счету комплимента я поинтересовалась: «С чего вдруг такой интерес?» «А ты разве не знаешь? Начальница ходит по офису и показывает всем твой профиль, мол, зачем нам пиарщик, который не смог раскрутить даже свою страницу».
На работе Ольга держала лицо, а по вечерам рыдала:
– Сейчас понимаю, что надо было уходить сразу. Но мне казалось: вот буду стараться, избавлюсь от недостатков – и все станет нормально.
В итоге Ольга все же уволилась. Сейчас в отделе из восьми человек – только один сотрудник из старой команды. Работать в такой обстановке большинство коллег не смогли.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Для начала важно понять, с чем мы имеем дело – с буллингом или с конфликтом, обращает внимание психолог Александрина Гришанович:
– Конфликт – это разовая история. Если, например, вы плохо выполнили свою часть работы и начальник высказал недовольство, а потом вы вместе решили, как исправить ситуацию, это конфликт. А вот если упреки в некомпетентности стали систематическими, если в вас целенаправленно пытаются развить чувство вины и стыда – речь уже о буллинге. Или о моббинге – если травля совершается группой лиц. Кстати, от моббинга чаще всего страдает руководитель: подчиненным легче объединиться, чтобы «дружить» против него.
Буллинг бывает горизонтальным, когда агрессор – коллега, который находится на одной позиции с вами, или вертикальным, когда психологическое давление исходит от начальства. В первом случае шансов на благополучное разрешение ситуации больше, замечает Александрина:
– Но кто бы ни был обидчиком, молчать нельзя. Этим самым вы как будто предоставляете агрессору свободу действий. Надо попытаться построить диалог, причем продуктивнее говорить «я-сообщениями»: «я не люблю, когда на меня кричат», «мне неприятно, что вы делаете замечания при всех». Если на такой диалог не хватает смелости и сил, можно написать письмо.
Диалога не получается? Тогда стоит привлечь к проблеме высшее руководство. А если вы не нашли понимания и в верхах, лучше уходить, ведь постоянный стресс ни для кого не проходит бесследно.
Но что делать, если увольняться не хочется? Работа в целом интересная, да и зарплата хорошая. Психолог советует «отделить» себя от обидчика:
– Нужно понять, что эта история не про вас, а про него. И что не будь рядом вас, он бы нашел другую жертву, на которую выплескивал бы свои эмоции, отголоски семейных и внутренних конфликтов. И, конечно, «подпитывать» свои внутренние резервы отдыхом, разговорами с близкими, интересным хобби. В таком случае будет легче не потерять себя даже в самой сложной ситуации.
КОМПЕТЕНТНО
Иван Райкевич, юрист:
– Если коллега позволяет себе общаться на повышенных тонах и переходить на личности, обратитесь к правилам внутреннего трудового распорядка. В этом документе должны быть прописаны принципы делового общения в коллективе, порядок получения заданий и отчета по выполненным делам, механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций. А также дисциплинарные меры по отношению к тем, кто эти правила нарушает.
Кроме того, в большинстве крупных организаций, где есть профсоюз, созданы комиссии по трудовым спорам, которые тоже могут помочь в разрешении конфликта. Если он производственный (например, руководитель требует повысить нагрузку на оборудование, а вы уверены, что это выведет технику из строя), то его лучше решать при участии нанимателя. А если межличностный (коллега называет вас болваном), то с помощью независимого лица – медиатора.
Если же к вам несправедливо применили меры дисциплинарного взыскания: сделали замечание или выговор, лишили стимулирующих выплат или даже уволили – решение можно оспорить в суде. Механизм подробно описан в Трудовом кодексе.
krupenkova@sb.by