Мастер иконописи Анатолий Матяш — о своем богоугодном деле, традициях в росписи и учебе у духовников

Проступает светлый образ

Иконописец Анатолий Матяш пишет иконы уже более 20 лет — в разных стилях и различной технике. Его готовые работы можно увидеть во многих храмах Беларуси и других стран. На его счету множество работ, четыре полноценных иконостаса и сложные изводы. Например, в одном белорусском храме висит объемный по размеру и наполненный деталями сюжет явления Богородицы солдатам Первой мировой войны. Мастер поясняет: «Эти произведения — Божьи, а не мои, поэтому присваивать себе их авторство я не могу». Анатолий рассказал корреспонденту «Р» о необычном виде творчества, приоткрыв таинственную завесу тонкого дела — изготовления древних икон.

Анатолий Матяш за работой.

Без авторства — икона, с авторством — картина 

Во все времена считалось: мастер иконописи — это инструмент в руках Бога. При этом верующему художнику нельзя в творчестве выпячивать свое «я», подписывать работы своим именем, а в процессе выполнения изображения святого лика необходимо следовать всем православным канонам иконописи. Также создателю образа нужно быть трудолюбивым и терпеливым ремесленником, знающим все непростые техники старинной иконописи, и, конечно, быть по жизни человеком скромным, добрым. Этот симбиоз творчества и христианской веры должен в иконописце обязательно сочетаться… Путь к иконе быстрым не бывает. 

Анатолий Матяш вспоминает:

— Я родился в семье военных в Тюмени и постоянно переезжал с родителями с места на место. Учился профессии в Семипалатинске, после окончания художественного вуза для того, чтобы хорошо рисовать, изучал работы старых мастеров. Увлекся пейзажной живописью. Потом приехал в Беларусь, какое-то время искал себя в дизайне, поработав в столичных агентствах. 

Параллельно с этим Анатолий заинтересовался миром духовным, изучал Библию, каноны, нес послушание на колокольне. Однажды молодой человек пришел к своему духовнику с дилеммой, чем же профессионально заняться и по какому пойти жизненному пути. Тот сказал: «У тебя способности к рисованию, зачем далеко ходить?» и показал на иконы. Так художник познакомился с мастером-иконописцем Павлом Жаровым и попал к нему в школу-студию при Минской епархии в подмастерья. Ученик сперва занимался в творческой студии черновой росписью, начальными этапами создания икон, вникал в особенности создания духовного образа. Для того чтобы узнать все нюансы православной веры и иконы, начинающий иконописец поехал учиться в Сергиев Посад, где делал списки с древних образов. Первые лики святых получались у художника аскетичными и строгими, а многие из них стали впоследствии его спутниками в долгих молитвах.

Семья и творчество

В Минске после духовного обучения Анатолий познакомился с Еленой, педагогом и очень креативной девушкой. Елена уже много лет увлечена пэчворком, учит других рукодельниц делать из ткани красивые и функциональные вещи. Издана даже яркая энциклопедия по лоскутному шитью под ее авторством.

Сегодня у этой жизнерадостной пары двое сыновей: старшему Ивану — 18, он занимается профессиональным биатлоном, а школьнику Федору 14 лет. Дружная семья Матяшей занимается ремесленничеством, а еще ведет исключительно здоровый образ жизни, совершая велопробеги на достаточно большие расстояния. 

Елена говорит, что с интересом наблюдала за творческим ростом Анатолия и теперь сама много знает про технику иконописи, так как не раз помогала ему в приготовлении специальных красок, в которых нет ни капли химии, поэтому их называют твареными. Кстати, живет краска для создания иконы всего несколько часов. Ее делают только из натуральных минералов, смешанных с сухим вином и желтком. Чтобы изготовить сложные оттенки, необходимо изрядно потрудиться. 

— Помню, как покупали по бусинкам лазурит, киноварь, малахит и другие камушки, измельчали их и делали необходимую палитру, — рассказывает супруга Анатолия.

У иконописца есть своя мастерская, где можно сосредоточиться и творить. Свои самые яркие иконы Анатолий разместил на небольшой страничке в соцсетях. 

Процесс создания иконы очень серьезный и сложный. Ремесленники поясняют:

— В действительности каждая икона — это кропотливый ручной труд, требующий самодисциплины и соответствующей подготовки. Она ведь создается на века. Нужно много чего держать в голове: от богословия, подробностей жития святых до разной технической информации. Например, знать, какие сорта деревьев подойдут для того или иного образа, как просушить доску-основу для иконы так, чтобы она потом не треснула… В иконописи немало капризных техник исполнения, и надо быть ходячей энциклопедией — и химиком, и физиком, и плотником, и историком... 

Анатолий поясняет, что на всех этапах изготовления образа немало хлопот. Для правильной подготовки доски для большой иконы нужно сделать специальные шпонки, позаботиться об оптимальной склейке. Мастер должен сделать надежную проклейку доски (паволоку), нанести в несколько слоев покрытие из мела и костного клея (левкаса). И только потом начинается процесс темперной живописи твареными красками. Замешать краску надо так, чтобы она не потускнела после нанесения. 

Дело терпеливых

Ремесленник выполняет работы по канонам белорусской школы иконописи.
— А иконопись — это ведь сугубо мужское дело? — уточняю у ремесленников.

— Нет, сегодня в эту специфическую сферу приходит все больше девушек. При православных храмах есть мастерские, транслируются видеоуроки иконописи в интернет-сети, но настоящие иконописцы обязательно должны получить благословение церкви на свой труд и на это благое дело, — слышу ответ.

Интересуюсь у Анатолия, в каком стиле он в основном работает сейчас и что сегодня больше всего интересует заказчиков. Собеседник говорит, что придерживается в росписи канонов белорусской школы иконописи, которая, кстати, несколько эклектична в силу территориальной близости к нам католических традиций. Иконописец отмечает тенденцию:

— Люди любят реалистичные яркие образы. Популярны в народе так называемые мерные иконы. Например, в семье при рождении и крещении ребенка принято вешать в доме индивидуальную икону святого покровителя по мерке новорожденного. Высота ее в точности соответствует росту младенца, а ширина — ширине его плечиков при рождении. 

А еще, по словам Матяшей, в ремесленнической деятельности нельзя болеть и хандрить. Здесь, конечно, присутствует сезонность, художник сам регулирует свою деятельность, планирует свое время для того, чтобы совмещать семейные заботы и эту вдохновляющую работу.

shimuk@sb.by

Фото из архива героя.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter