Очередная порция изменений в национальное законодательство о дорожном движении вступила в силу в минувшую субботу. Главные новации связаны с порядком выдачи и обмена водительских удостоверений, а также сдачи экзаменов для получения водительских прав. Подробности озвучил вчера в Национальном пресс-центре старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора главного управления ГАИ МВД Беларуси Павел Санкевич.
Одна из давно ожидаемых новостей — упрощение обмена в нашей стране водительских удостоверений, выданных ранее в России.
— Граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, у которых имеется водительское удостоверение, выданное на территории РФ, могут обменять этот документ в Беларуси без сдачи теоретического экзамена, — отметил Павел Санкевич. — Для представителей иных государств в случае его утраты устанавливается порядок подтверждения выдачи такого водительского удостоверения консульскими учреждениями либо иными государственными органами той страны, где это удостоверение было выдано. Для такого обмена не потребуется получать дубликат в стране выдачи.
Наиболее обширные изменения с 6 июля внесены в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора). В частности, во всех экзаменационных подразделениях вводится предварительная запись для повторного прохождения испытания. Также определены основания для отказа в приеме экзамена.
— Они были и раньше, а сейчас закреплены нормативно, — уточнил Павел Санкевич. — В приеме экзамена будет, в частности, отказано в случае отсутствия медицинской справки либо если гражданин не достиг возраста, установленного законом для прохождения испытания (категории АМ и А1 — 16 лет, категории A, B и C — 18 лет, категории D и E — 21 год. — Прим. ред.). В числе оснований для отказа также отсутствие соответствующих документов, предусмотренных для лиц, прошедших подготовку по утвержденным в стране единым программам, а также предоставление документов с истекшим сроком действия либо неоговоренными исправлениями. Преградой станут и сведения о лишении водительских прав либо ограничении на право управления транспортными средствами.
К слову, действующий ныне десятидневный срок для пересдачи экзамена в ГАИ сокращать не планируется. До 2022 года, напомним, кандидатам в водители предлагалось три попытки через семь дней, последующие — спустя месяц. В ГАИ посчитали, что несколько недель — это действительно большой разрыв во времени: так можно и подрастерять полученные в автошколе навыки. В результате было принято решение о сокращении срока пересдачи с месяца до десяти дней. Их вполне достаточно, чтобы сделать выводы из допущенных ошибок, подтянуть знания, потренироваться. Еще раз смещать сроки в сторону уменьшения пока нецелесообразно, считают в ГАИ.
Зато есть другие новшества. Например, пересмотрена необходимость сдачи теоретического экзамена для тех, кто имеет водительское удостоверение категорий А, В, С и подкатегории А1.
— Если у гражданина имеется водительское удостоверение одной из таких категорий, то для последующего получения водительского удостоверения сдачи теории не требуется, — пояснил Павел Санкевич. — Однако данная норма не распространяется на случаи возврата прав управления транспортным средством после их лишения.
Еще несколько июльских новаций. Отныне человек, прошедший подготовку для вождения машины с «механикой», сможет сдавать экзамен на авто как с механической трансмиссией, так и без нее. Если же обучение проводилось без «механики», то и сдача экзамена будет проходить только на авто без такой трансмиссии. Что еще? Исключено требование по продолжительности «практики». Раньше это была дистанция четыре километра, сейчас же решено ограничиться выполнением основных предусмотренных элементов вне зависимости от продолжительности и длины дистанции. Кроме того, добавлена возможность совершить одну ошибку при сдаче экзамена на категорию А. Сам экзамен при этом будет продолжаться с того элемента, на котором была допущена ошибка.
ВАЖНО
Есть изменения в перечне транспортных средств, на которых будет приниматься квалификационный экзамен в ГАИ.
Категория В: ничего не изменилось.
Категория А: мотоциклы с объемом двигателя более 220 куб. см (раньше было 125 куб. см).
Категория С: грузовой автомобиль с максимальной допустимой массой свыше 8 тонн.
Категория D: новое требование по вместимости — не менее 23 пассажирских мест.
Категория СЕ: автомобиль категории С (максимальная допустимая масса 8 тонн) с прицепом массой не менее 2 тонн, имеющим две оси с расстоянием между ними не менее 2 метров (либо общая длина прицепа 5 метров).
Категория DE: автомобиль категории D с прицепом категории CE (либо общая длина авто должна быть более 15 метров).
nesterov@sb.by