В скором времени дорожные службы начнут посыпать тротуары и асфальт специальными реагентами, чтобы уберечь автомобилистов и пешеходов от гололедицы. Кстати, реагентов заготовили на эту зиму в достаточном количестве: 345 тысяч тонн песчано-соляной смеси, 183,5 тысячи тонн технической соли и 122 тысячи тонн чистой соли. Но в этом случае нет добра без худа — все эти смеси плохо влияют на придорожные растения. Поэтому в Институте микробиологии НАН начали разрабатывать биоудобрения для минимизации последствий от соли. Корреспондент «Р» узнала о том, где и как тестируют новый продукт.
Снег и грезы
Горожане сетуют: многие деревья, особенно вдоль МКАД и на главных проспектах, выглядят ослабленными и даже мертвыми. А ведь именно они дают нам кислород, поглощают пыль и защищают от шума, формируют микроклимат. Ученые Академии наук этот грустный факт подтверждают: флора города так или иначе загрязняется из-за автомобилей.
— Деревья становятся безжизненными по двум причинам, — объясняет Ирина Ананьева, заведующая лабораторией взаимоотношений микроорганизмов почвы и высших растений Института микробиологии НАН. — Во-первых, из-за тяжелых металлов, которые попадают в окружающую среду с выхлопами машин и пылью от автомагистрали. Во-вторых, из-за противогололедных реагентов. В их состав входит галит — это практически та же соль, что идет в пищу, но с минимальным процентом примесей. Она оседает на побегах растений, что и приводит к повреждению основной почки. Поэтому лиственные деревья распускаются не в апреле, а в мае. Они выглядят поврежденными, сильнее подвержены болезням, их листва опадает раньше. На хвойных и их побегах появляются солевые ожоги, замедляются рост и развитие в целом. Второй путь солевого загрязнения — через почву. В почве создается низкий водный потенциал, из-за чего в растение жидкость поступает очень плохо.
Справиться с последствиями загрязнения почв и улучшить состояние растений возможно, если применять удобрения, мелиоранты и регуляторы роста.
— В лаборатории мы разработали несколько комплексных микробных препаратов для стимуляции роста и развития растений. Например, «АгроМик» можно использовать для обработки цветочных, декоративных хвойных и древесно-кустарниковых культур. Препарат увеличивает высоту цветочных растений на 150—200 процентов и способствует более раннему наступлению фаз бутонизации и цветения. Он улучшает продуктивность цветения в 15 раз и стимулирует формирование корневой системы на 162,9 процента.
Во дворах будут посыпать песчано-соляной смесью (песок составляет 90—95 процентов). Норма расхода — около 200 граммов на квадратный метр
— Если ими обработать растения, почва получит ценную микрофлору. Она простимулирует рост корней и увеличит их поглощающую поверхность. Зеленые насаждения смогут потреблять больше воды и питательных веществ, благодаря чему ослабнет негативный эффект солевого стресса.
Эксперимент на МКАД
Но как же повысить устойчивость растений к хлориду натрия, который используют в составе противогололедных реагентов? Для этого Институт микробиологии разрабатывает технологию применения микробных удобрений на основе солеустойчивых азотфиксирующих и фосфатмобилизующих микроорганизмов. Из почвы, отобранной в районе Старобинского месторождения ОАО «Беларуськалий», ученые выделили подходящие бактерии и создали их коллекцию. Они способны выдерживать высокие концентрации солей и даже в критических условиях могут стимулировать рост растений. Именно выделенные штаммы послужили основой для микробного удобрения. Проект очень актуальный и важный. Если все получится, затраты на замену и восстановление растений снизятся на 10—15 процентов. Ощутимо повысится и сохранность древесно-кустарниковых растений в посадках вдоль городских улиц и дорог.
О конкретных результатах говорить можно будет лишь в следующем году. А пока ученые НАН вместе с ПКУП «Минскзеленстрой» сделали первые движения навстречу улучшению экологии. А именно начали тестировать биоудобрения на улицах города с разной интенсивностью движения — например, на некоторых участках проспекта Независимости и МКАД. Сейчас удобрения находятся в жидком виде — в их состав входят микроорганизмы, которые помогут растениям усвоить фосфор и азот. Например, по МКАД проезжает очень много машин, поэтому там солью посыпают большую площадь. А на участках, где поток транспорта меньше, сыплют больше песка. Учитывая все критерии, почву биоудобрениями полили дозированно. Теперь ученые НАН будут ждать весны и результатов, надеясь, что они всех приятно удивят.
КСТАТИ
Схема борьбы с гололедом в городе выглядит так: на главных проспектах применяют чистую соль, а на остальных улицах — песчано-соляную смесь, чаще всего в соотношении 1:1. Соль — техническая, или галит — отходы производства «Беларуськалия». В чистом виде соль эффективна при температуре до -15 °C, а дальше ее плавильные свойства ухудшаются. Поэтому добавляют песок, чтобы улучшить сцепление колес с дорогой и подошв с тротуаром. Во дворах будут посыпать песчано-соляной смесью (песок составляет 90—95 процентов). Норма расхода — около 200 граммов на квадратный метр.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Олег Лукашенко, заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», считает, что негативно влияют на зеленые насаждения не только противогололедные реагенты, которыми дорожные службы обрабатывают улицы от зимней скользкости:
— Противогололедные материалы могут оказывать негативное воздействие на деревья и кусты. Но ухудшение их состояния вдоль городских магистралей связано не только с применением реагентов. Плохо влияют на флору повышенная загазованность, задымленность и запыленность воздуха, загрязненность почвы веществами антропогенного происхождения, наличие каменных и металлических поверхностей, асфальтового покрытия в непосредственной близости от насаждений, инженерные коммуникации в зоне корневой системы, дополнительное освещение в ночное время, механические повреждения, неправильное размещение насаждений... Все это постоянно оказывает влияние на деревья. Из-за этого нарушается стабильность обмена веществ, замедляется рост и снижается адаптационная способность растения, что приводит к более раннему физиологическому старению и даже гибели. Не стоит забывать и о болезнях, которым подвержены насаждения, особенно ослабленные. «Горремавтодор» действительно обеспокоен состоянием зеленых насаждений в городе и со своей стороны пытается найти способ снизить негативное воздействие реагентов на них. Поэтому мы сотрудничаем с ПКУП «Минскзеленстрой» и с Институтом микробиологии НАН, где разрабатывают биоудобрения.