Для детей 6–9 лет установлена норма не более одного раза в день по 10–25 минут, для 10–14 лет – не более двух раз в день по 15–30 минут, для ребят 15–17 лет –не более трех раз в день по 20–30 минут. Рады ли учителя и сами школьники таким изменениям?
Чем нагляднее, тем лучше
Татьяна Янцевич, учитель начальных классов Озерцовской средней школы Минского района, точно рада. Она и до нововведений активно – насколько это возможно в началке – использовала в работе телевизор, ноутбук, интерактивную доску, мультиборд:– Обычно прибегаю к гаджетам в тех случаях, когда нужно объяснить сложную тему, ведь чем нагляднее, тем легче воспринимается информация. Например, чтобы научить четвероклассников различать имена существительные, прилагательные и глаголы, я написала небольшую игру для интерактивной доски, где нужно рассортировать части речи по разным домикам. Часто практикую, когда один из учеников выполняет задание за ноутбуком (например, ищет и исправляет ошибки в тексте), и это транслируется на экран. Иногда использую гаджеты и на переменках: мы с учениками давали команды виртуальному роботу, и он их выполнял. С одной стороны, веселая игра, а с другой – азы программирования.
Внедрять на уроках электронные средства обучения и даже писать несложные программы Татьяну научили в Несвижском государственном колледже имени Якуба Коласа:
– Сейчас много специальных педагогических платформ и приложений, где есть электронные наработки по самым разным темам. Причем можно брать готовые варианты, а можно отредактировать и подстроить их под себя. Или даже написать и выгрузить что-то свое.
В прошлом учебном году Татьяна Янцевич проводила семинар для коллег из Минского района – делилась опытом, как внедрять электронные средства обучения в начальной школе:
– Причем порадовало, что на семинаре были педагоги разного возраста: сейчас все стараются делать уроки динамичными, интерактивными. А еще я заметила, что чем увереннее учитель пользуется гаджетами, тем легче ему завоевать авторитет учеников. Мне дети как-то сказали: «Татьяна Ивановна, вы у нас такая современная». Это, пожалуй, лучший комплимент.
Крутая тенденция
Преподаватель географии витебской гимназии № 2 заслуженный учитель Республики Беларусь Сергей Кривенко среди всех электронных средств обучения отдает предпочтение мультибордам:– Это супервещь. Благодаря тому, что на мультиборде можно писать, он заменяет доску. Плюс на него можно выводить фотографии, видеофрагменты, 3D-модели. Например, в седьмом классе, когда изучается теория литосферных плит, показываю смоделированное видео, как движутся литосферные плиты. В шестом классе, когда изучаем тему подземных вод и карстовых пещер, вывожу на экран фотографии сталактитов, сталагмитов, сталагнатов. На занятиях в девятом классе, посвященных различным отраслям промышленности Беларуси, включаю ролики о заводах-флагманах: МАЗе, БЕЛАЗе, БМЗ.
Хвалит Сергей Николаевич и электронный материал, который доступен по QR-коду в конце каждой темы:
– Это хорошая подборка фотографий и видео. Правда, мы переходим по коду не каждый урок: обычно даю такие задания на дом.
А вообще, заслуженному учителю нравятся современные тенденции и он рад, что они проникают и на уроки:
– Возьмем тот же TikTok. Это очень крутая тенденция – за короткое время осветить тему максимально понятно и завлекающе. Я даже как-то давал детям творческое задание – записать TikTok по пройденному материалу.
Надо больше визуала
А что скажут сами ученики? Нравится ли им, когда учителя используют вместо бумажных карт и плакатов мультиборды? 11-классница гомельской средней школы № 13 Наталья Голубева удивляется вопросу:– Конечно! Причем заметила, что если раньше гаджеты на уроках использовали учителя помоложе, то сейчас подтягиваются и те, кто еще недавно распечатывал материал по теме урока и вешал на доску на магнитиках.
На уроках литературы Наталье и ее одноклассникам показывают фрагменты фильмов, снятых по программным произведениям, на биологии – презентации. А учитель истории выводит на дисплей документальные видео и интерактивные кроссворды: если ученики правильно ответили на вопрос, слово появляется на экране.
Наташа надеется, что таких моментов на уроках станет еще больше:
– Любая тема усваивается лучше, если подкрепляется визуалом.
ЧТО ЕЩЕ ИЗМЕНИТСЯ?
♦ Теперь в 10–11-х классах можно проводить сдвоенные уроки по любому предмету, за исключением физкультуры. Раньше это разрешалось только в тех учебных заведениях, где соответствующие предметы изучаются на повышенном уровне.
♦ Дневной сон в продленке теперь обязателен только для тех первоклассников, которым на начало учебного года еще не исполнилось семь, а также для детей с ослабленным здоровьем.
♦ Школьная мебель «подрастет». Если раньше в учебных заведениях можно было встретить столы и стулья максимум шестой мебельной группы (для детей до 175 сантиметров), то теперь будет использоваться и седьмая (до 185 сантиметров). Стол для такого ученика должен быть 82 сантиметра в высоту, а стул – 50.
♦ В столовых станет свободнее. По новым требованиям между рядами столов должно быть не менее 100 сантиметров, между столами и стеной – не менее 40 сантиметров. И не менее полутора метров до окна для приема грязной посуды и участка раздачи пищи.
♦ Станет больше продуктов, которые не рекомендуется применять в учреждениях образования: раньше в списке было 20 пунктов, а сейчас – 24. Среди новых позиций – изделия, приготовленные во фритюре, мясная продукция, содержащая фосфаты и бензапирен (бензопирен, бензпирен), хлопковое масло.
krupenkova@sb.by