Фото Павла ЧУЙКО
Понизить значимость иностранной валюты для внутреннего рынка в стране пытаются давно. Расширенные заседания Правления Нацбанка на эту тему проходили еще десять лет назад. За это время страна сталкивалась не с одним кризисом, иностранные деньги дорожали и исчезали из обменников, появлялись и пропадали «валютчики». Так или иначе, доллар никуда из жизни не делся. Мы привыкли переводить зарплату в «баксы», оценивать в них стоимость машины или квартиры, откладывать «зеленые» на покупку заморского тура в сезон отпусков. Да что там говорить, если долгое время в структуре депозитов физлиц доля вкладов в иностранной валюте превышала 80%. Правда, по оценке эксперта-аналитика «ТелеТрейд» в Беларуси Жанны Кулаковой, из-за существенного оттока валютных депозитов структура сбережений сейчас изменилась в лучшую сторону. Хотя она все равно остается аномально большой для страны, у которой есть своя национальная валюта.
Впрочем, приверженность заморским деньгам прочно укрепилась не только на бытовом уровне. Большинство энергоемких предприятий стонет от привязки расчетов или кредитов к иностранной валюте. Кроме того, курсовые колебания при работе с нашими основными торговыми партнерами приносят нашим производителям большие суммы со знаком минус: речь идет о недополученной прибыли. Между тем уповать на доллар себе дороже. В частности, так думают на Минском тракторном заводе. Здесь убеждены: привязываться к «зеленому» и все время поднимать цены на продукцию вслед за обменным курсом — это значит быть неконкурентоспособным на внешних рынках.
Итак, что же планируется делать на протяжении двух лет, чтобы завершить дедолларизацию? Прежде всего предстоит провести либерализацию валютной системы. В частности, ожидается поэтапная отмена обязательной продажи, а потом и отмена целевой покупки иностранной валюты. Напомним, эти механизмы всегда были для государства страховочными: в случае различных шоков (в том числе и девальвационных) они позволяют обеспечить стабильное предложение иностранной валюты на внутреннем рынке либо ограничить спрос на нее. Кроме того, с 2020 года будут сняты ограничения на открытие счетов в иностранных банках. Также основной целью денежно-кредитной политики на ближайшие несколько лет останется снижение уровня инфляции. Ожидается, что к концу 2020 года она составит 5%. Если это произойдет, доверие к белорусскому рублю однозначно вырастет, а кредиты для населения и юрлиц подешевеют. В свою очередь доступные заемные деньги станут стимулом для роста производства, долгосрочных инвестиций, более широкого вовлечения малого и среднего бизнеса в экономику.
Накануне в Нацбанке анонсировали еще два важных шага по дедолларизации экономики, которые должны повысить привлекательность рублевых вкладов по сравнению с валютными сбережениями и ограничить кредитные риски банков. В частности, уже с 1 февраля изменятся нормативы банковских отчислений в фонд обязательных резервов. Теперь банки от привлеченных вкладов в национальной валюте будут переводить 4 процента вместо 7,5. А вот отчисления в фонд за валютные депозиты, напротив, возрастут с 7,5 до 11 процентов. Кроме того, с 1 июля изменятся подходы к классификации и формированию специальных резервов на покрытие возможных убытков по кредитам в иностранной валюте. Проще говоря, банкам будет менее выгодно выдавать валютные займы.
Надеемся, задуманное получится воплотить в жизнь. И если все пойдет по плану, уже через два года мы будем, как россияне, украинцы, литовцы, поляки и другие наши соседи, мыслить исключительно в рублях. А на вопрос кого-нибудь из знакомых, какая у тебя зарплата в долларах, долго и судорожно переводить цифры в уме.