До всеобщих выборов в Германии остается чуть больше двух недель, и страсти разгораются все сильнее. Рейтинги правящей партии ХДС/ХСС продолжают падать: последний опрос института Forsa дает ей 19 % — это самый низкий показатель с 1949 года, а ведь еще в середине 2020-го рейтинг партии был в два раза выше. Неожиданно для многих — особенно для ХДС/ХСС и уходящей из политики Ангелы Меркель — на первое место с 25 % вырвалась Социал-демократическая партия, которую многие, было дело, похоронили: за последние восемь лет, когда она входила в качестве младшего партнера в правящую с ХДС/ХСС коалицию, она растеряла множество сторонников.
В Германии канцлер не выбирается напрямую: выдвигать своего кандидата — прерогатива партий. Те из них, что надеются на победу, имя возможного канцлера ставят во главе избирательного списка. Из-за этого случаются казусы. Вот, например, личный рейтинг канцлера Меркель и сейчас очень высокий, а ее партии — нет. Но Меркель канцлером больше не будет, а, согласно опросу института Forsa, рейтинг ее преемника Армина Лашета — самый низкий из всех кандидатов в канцлеры: всего 9 %. Самый высокий — опять же, неожиданно для всех — у вице-канцлера и министра финансов социал-демократа Олафа Шульца: 30 %. У представительницы партии зеленых Анналены Бербок, начинавшей предвыборную гонку фавориткой, рейтинг снизился до 15 %. Хотя Лашет о таком может только мечтать.
Олаф Шольц — удивительная история про то, как умный политик может превратить свои недостатки в достоинства, играя на образе предшественницы. Поскольку Ангела Меркель остается самым популярным германским политиком, Шольц на обложке одного журнала сложил руки домиком — любимый жест фрау канцлерин, который только ленивый комик не спародировал. Но в случае с Шольцем это была не пародия, а сигнал: да, я скучный (один журналист прозвал его Шольцомат), но зато надежный и опытный («Шольц возьмется за это!» — главный лозунг его кампании) и — самое главное — невозмутимый, как… да, как Меркель. Некоторые газеты пишут: после выборов мы поменяем «маму» Меркель на «папу» Шольца. Кто бы мог подумать, что немцам нужна родительская опека.
«Маме» кампания Шольца не нравится. Вернее, больше всего не нравится, что ее партия проигрывает. Хотя личная доля вины фрау канцлерин в этом существенна: она целенаправленно и усердно изживала всех возможных конкурентов в рядах однопартийцев на протяжении тех многих лет, что руководила партией и страной. В результате сначала провалилась, даже не дойдя до выборов, первая выбранная ею преемница — Аннегрет Крамп-Карренбауэр, а теперь проваливается и Армин Лашет. Маркус Зёдер, председатель ХСС и премьер-министр Баварии, прославившийся в том числе и решительными мерами в борьбе с эпидемией коронавируса (а вот земля Северный Рейн-Вестфалия, премьером которой является Лашет, остается одной из «горячих точек» эпидемии) — политик куда более популярный, чем Лашет, и многие в партии поговаривают, что фрау поставила не на того. Думаю, что как только она уйдет со своего поста, появится масса публикаций о том, что еще Меркель сделала не так. А пока она, до сих пор придерживавшаяся нейтралитета в этой предвыборной гонке, в своей, вероятно, последней речи в бундестаге в качестве канцлера рьяно агитировала против Шольца. И говорила о том, что Германия стоит перед выбором направления. Говорила, что в случае если Шольц и СДПГ победят на выборах, в правительственную коалицию могут войти представители Левой партии — наследники коммунистов и ГДР. «Со мной как канцлером никогда бы не было коалиции с Левой партией». Это точно. Но она — уже прошлое. Она говорила, что правительство, которое сформирует канцлер Лашет, будет означать стабильность, надежность, умеренность и политическую центральность. Но это ли нужно сегодня немцам?
После нее на трибуну вышел Олаф Шольц: «Необходимо новое начало, я надеюсь и уверен, что оно будет успешным». Похоже, Германия действительно стоит на пороге политических потрясений.
Инесса Плескачевская, собкор «СБ» в ЕС, специально для «НГ»
plesk@sb.by
Германия: «папа» вместо «мамы»?
Прощание германки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.