![](/upload/iblock/346/rtj8sb9lwbqxv4rxfcvgn7veltsy19b1.jpg)
Маркетинг с глобальной широтой
Безусловно, один из наиболее емких и перспективных рынков — Китай. По прогнозам экспертов рынка, ожидается, что ежегодный прирост потребления молочных продуктов в КНР составит около 5 процентов. Причем эту динамику в основе своей будут обеспечивать йогурты, сыры и питьевое молоко. Страна взяла курс на расширение собственного производства молока и молочной продукции для обеспечения внутренних потребностей. Конечно, какие-то позиции закроются импортом. Но очевидно, что упор при этом будет делаться на уникальные товары. Не только с точки зрения рецептур и качества, но и брендинга. Сегодня в Китае мегапопулярен тренд на здоровое питание. Белорусские молочные продукты полностью соответствуют самым высоким критериям полезности, качества и безопасности. В этой нише мы вполне можем продвинуться как в массовом, так и в премиальном сегментах.— Солидная линейка сыров (классических, с высоким содержанием белка и кальция, в виде закуски, для пиццы), йогурты с натуральными наполнителями, обогащенные пищевыми волокнами и витаминами функциональные продукты, специализированная продукция для детей и пожилых людей — потенциальный экспортный ассортимент у нас весьма широк, — считает заместитель директора по
![](/upload/iblock/052/3mt9se45fmp8a4swdd4todyze7xkbcjr.jpg)
Отраслевая синергия
Идею продвижения продукции на экспортных рынках под единым брендом страны «с сильными молочными традициями» аналитики института находят вполне разумной. Выгоды кооперации для экспортеров очевидны. Экономия на маркетинговых расходах, консолидация сведений о рынках и в конечном счете синергетический эффект от общей экспортной стратегии. Выработать тактику позиционирования и продвижения, определить каналы реализации, найти оптимальные подходы к работе с дистрибьюторами и торговыми сетями явно легче сообща. При этом и о торговых марках белорусских производителей, считает Светлана Кондратенко, зарубежный покупатель тоже должен знать. Для потребителя важно понимать, что ему предоставляется широкий выбор вкусных, полезных и разнообразных продуктов.Но как стать ближе к зарубежному потребителю, причем не только в переносном, но и в прямом смысле? Сегодня наши предприятия взаимодействуют с тем же китайским рынком через дистрибьюторов. Специфика деловой культуры Китая и сложная конкурентная среда этого рынка, несомненно, осложняют прямые контакты с ретейлом. Но по мере роста узнаваемости белорусских молочных продуктов в Китае, не сомневаются специалисты в области системных исследований в АПК, можно будет налаживать и прямые продажи через торговые сети, сегмент HoReCa, маркетплейсы и прочие каналы. Однако делать это можно еще эффективнее, когда производство размещается в той же стране, где реализуется продукция. Крупные иностранные компании уже активно присматриваются к площадкам для строительства собственных молочных заводов в Азии и на Ближнем Востоке. Практика показывает, что такой подход существенно улучшает маркетинг и позволяет успешно управлять цепочкой создания добавленной стоимости продукции. Непосредственная близость к потребителю позволяет изучить его предпочтения, повысить присутствие и узнаваемость национальных брендов на местном рынке, оптимизировать логистику и сократить издержки по доставке скоропортящейся продукции.
![](/upload/iblock/0a4/x7xq5eiqtjjrn6th3fdjuv3jsoxxejy4.jpg)
К этой стратегии следует присмотреться и белорусским производителям. Ведь экспортный потенциал у нашей страны невероятно высок. На каждого белоруса в среднем ежегодно производится 853 килограмма молока. То есть уровень обеспеченности внутреннего рынка собственными молочными продуктами составляет более 260 процентов. Залог успеха — стабильная сырьевая база, современные модернизированные мощности, жесткий контроль технологии производства, применение высоких стандартов качества и безопасности продукции. Словом, для того, чтобы выдержать баланс между затратами и эффективностью, есть все условия. Следовательно,
создай мы общенациональный молочный бренд, он будет иметь хорошие шансы на равных конкурировать на международных рынках с маститыми торговыми марками и по цене, и по качеству. Слово за производителями.Причем пока Гермес повернут к нам лицом, медлить с освоением привлекательных торговых ниш не стоит. Фактор времени сегодня играет ведущую роль.
![](/upload/iblock/9e1/oq01byk4rk43jqwuj7ubedot997645yv.jpg)
t.shchedrenok@mail.ru