Инвестиции реального сектора в систему образования повышают привлекательность наших предприятий

Промышленники идут в школу

Это в прошлом веке не было незаменимых работников, специалистов, управленцев и руководителей. Сегодня незаменимы все, кроме хронических тунеядцев. Демографическая ситуация изменилась. Это в XX веке многочисленное и весьма трудолюбивое сельское население тянулось в город и обеспечивало относительно недорогой рабочей силой, позволяя совершать чудеса индустриализации за счет простого расширения производства. Сейчас развитие возможно исключительно через повышение производительности труда. А для этого прежде всего необходимы люди. И чем дальше — все более высокой и широкой квалификации. И ученые, и инженеры, которые будут разрабатывать и внедрять новые технологии, совершенствовать старые. А также рабочий и линейный персонал, который будет обслуживать высокотехнологичное оборудование. Наличие квалифицированного персонала и системы его подготовки приобретают все большее значение в инвестиционной привлекательности. В этом разрезе плотное взаимодействие реального сектора с системой образования трансформируется в значимый бизнес-процесс, влияющий практически на все финансово-экономические показатели. 

рисунок олега карповича

Несомненно, образование — более широкое понятие, чем просто передача определенных знаний, умений, навыков. Одна из важнейших функций образования — воспитательная: привить гражданские ценности, для чего снабдить молодых людей широким кругозором. Это очень важная задача. И она по большому счету является национальной, государственной. 

Однако вторая функция системы образования — подготовка профессионалов, высококачественных специалистов — это уже фактически является бизнес-процессом. Не с точки зрения того, что образование должно становиться бизнесом, отдельным коммерческим видом деятельности. Слишком много подводных камней, когда знания становятся товаром. Однако подготовка трудовых ресурсов должна быть четко встроена в экономику, в реальный сектор. 

Ключевая проблема рынка труда — разрыв между ожиданиями соискателей и их квалификацией и требованиями, предъявляемыми работодателями. Неоднократные попытки сформировать какой-то централизованный план, детализированный по количеству выпускников тех или иных специальностей, прямо скажем, не имел больших успехов. И, пожалуй, даже теоретически не мог быть реализован. Дело в том, что работодатели до конца не могли сформулировать долгосрочные потребности в персонале и квалификационных к нему требованиях. Образование — система очень патриархальная и инертная в силу своих объективных особенностей. Если вдруг и сразу вырос спрос на какие-то специальности — не важно, это инженеры, юристы или экономисты, университеты и институты, даже если поднапрягутся, не смогут выполнить заказ раньше, чем года через 2—5: столько длится процесс обучения. При помощи различных хитростей можно ввести дополнительные специальные курсы по дефицитным навыкам и знаниям для студентов последних курсов. Но это если речь идет об уже понятных специальностях. А если вдруг возникло какое-то новое направление для страны, например ядерная энергетика, то процесс получается еще более длительным. Ведь необходимо не только набрать студентов, но еще и сформировать программы обучения, и что самое главное, соответствующий преподавательский корпус. Некоторых в том числе нужно и подготовить. 

Словом, образование качественно может работать только при наличии четких и вполне конкретных долгосрочных стратегий реального сектора. А детально прописать развитие предприятия во всех нюансах лет на десять достаточно сложно. Даже в относительно стабильной обстановке. Не говоря уже про современный момент, изобилующий множеством неизвестных. С крупными предприятиями — флагманами еще удавалось выстроить более-менее четкий плановый процесс. Но половину занятости у нас обеспечивается частным сектором. И львиная его доля представлена малым и средним бизнесом. А его преимуществом является не столько долгосрочная стратегия (хотя не мешало бы ее иметь), сколько оперативная реакция на конъюнктуру. Поэтому на рынке труда периодически возникают те или иные перекосы: и кратковременные, и с более длительными последствиями. Помните времена, когда инженеры и технические специалисты высочайшей квалификации уходили в коммерческую сферу, связанную с торговлей и услугами? Там их знания не совсем были и нужны. Но образованный и умный человек способен успешно решать нестандартные задачи. 

Долгое время бизнес не очень стремился вкладываться в производственный сектор. А потом удивился: куда же испарился инженерный корпус, квалифицированные рабочие? Ведь их в промышленной Беларуси было очень много. Все очень просто: в результате конъюнктуры в моменте люди сменили профессии. Впрочем, не совсем корректно пенять только на частный сектор. Государственные предприятия долгое время жаловались на избыточное количество работников, которых приходится содержать исходя из дополнительной социальной ответственности. И не будем греха таить: немало заводов и фабрик еще не так давно, в середине прошлого десятилетия, радовались, когда штат снижался естественным путем: увольнялись люди по собственному желанию, уходили на пенсию. А сегодня многие предприятия совершенно не представляют, как пополнить списочный состав. Дефицит рабочей силы устойчивый и достаточно значимый. Количество абитуриентов тоже не растет. И ребром стал вопрос подготовки кадров для эффективного производства. 

Это уже поняли на ряде крупных предприятий, которые очень плотно сотрудничают с учреждениями образования, причем даже на уровне школ. Когда прозвучал последний звонок, уже, как оказалось, поздновато уговаривать подростка стать инженером, агрономом или ветеринаром. Все преимущества, прелести, престижность и перспективность профессии необходимо объяснять детям уже в средних классах. Есть мнение, что надо вообще начинать чуть ли не с детского сада, чтобы в глубоком детстве формировать определенное представление у малышей о промышленности, сельском хозяйстве, научной деятельности. Это очень серьезная и трудоемкая работа. И полностью сбросить ее на систему образования было бы, мягко говоря, не совсем правильно. Поэтому наши самые продвинутые предприятия идут в школы, формируют те же инженерные и другие профильные классы, отряжают для их кураторства своих специалистов. Плотно работают с системой профессионально-технического и средне-технического образования: закупают оборудования для классов, активно участвуют в составлении учебных программ, обеспечивают стажировки на предприятии, включая и начисление заработной платы. 

Прямо скажем, такой стратегии придерживаются, к сожалению, далеко не все представители реального сектора. Нередко взаимодействие с учебными заведениями воспринимается как дополнительная нагрузка в рамках социальной ответственности. Но это на самом деле уже является очень важным и значимым бизнес-процессом. Инвестор-то (в том числе и финансовый, не говоря уже про стратегического) изучает не только потенциальные рынки сбыта, доступ к сырью и комплектующим, но и наличие рабочей силы. Причем вместе с четкой системой ее подготовки. Ведь можно поставить самые современные станки и производственные линии с передовыми технологиями, а выпускать конкурентоспособную продукцию будет попросту некому. И будем реалистами, из-за отсутствия компетенций было достаточно много случаев, когда в силу дефицита специалистов, пробуксовки механизма повышения квалификации сотрудников сдвигались сроки реализации проекта. И достаточно значительно. А каждый день (не говоря уже про месяц или год) выхода из графика транслируется снижением финансово-экономического результата от реализации инвестиционного проекта. Ведь всегда очень важно вовремя войти сладкий сегмент рынка, попасть в хорошую ценовую конъюнктуру, получить максимальную маржу, чтобы в наиболее короткие сроки амортизировать оборудование. Иногда хорошие идеи сейчас являются уже менее выгодными завтра. Таковы законы бизнеса. И сегодня инвестиции в систему образования реального сектора — вложения в свою долгосрочную конкурентоспособность по всем параметрам. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter