Зачисление целевиков пройдет 12 июля.
Без страховки
С лидчанкой Эмилией Шишко познакомились в день подачи документов в вуз. Девушка встала в 05:00, чтобы вместе с мамой приехать к началу работы приемной комиссии. В руках паспорт, заполненные бланки и аттестат об окончании родной лидской средней школы № 4, куда Эмилия планирует вернуться уже дипломированным специалистом.— В школе давно есть интегрированные классы и отдельные группы, где обучаются дети с аутизмом. Будучи волонтером и Красного Креста, и БРСМ, работала с такими ребятами. И поскольку наш 11-й класс находился с ними в одном крыле, мы постоянно соприкасались, играли с этими детками, где-то помогали им при необходимости.
Готовиться к поступлению в вуз девушка начала полгода назад. Решила сделать упор на устном экзамене и тщательно изучила вопросы, которые могут быть в билете. Результаты по ЦЭ выше среднего, а вот ЦТ не сдавала:
— Он нужен в том случае, если не проходишь на условиях целевой подготовки. Это как подстраховка. Однако я уверена в своих силах, целенаправленно готовилась, чтобы стать студенткой именно Института инклюзивного образования.
Рейтинг определит
В этом году в БГПУ выделено 357 целевых мест. Больше всего в Институте инклюзивного образования — 72 и на факультете начального образования — 71.— Мы принимаем целевиков на 20 специальностей, семь из которых вошли в перечень наиболее востребованных экономикой. Среди них «дошкольное», «начальное», «физико-математическое», «филологическое», «природоведческое» и «историческое образование». Также в текущем году в перечень вошло «специальное инклюзивное образование». Для вышеперечисленных специальностей ограничений по среднему баллу аттестата нет, в то время как для всех остальных он равен 7, — рассказывает первый заместитель председателя приемной комиссии, проректор по учебной работе, доцент, кандидат педагогических наук БГПУ Александр Маковчик.
С 4 по 10 июля целевики сдадут устный экзамен по одному из предметов, необходимых для поступления на желаемую специальность. Это биология, русская и белорусская литература, всемирная история, физическая культура и творчество.
— После сдачи экзамена суммируются оценка за экзамен и балл аттестата. Затем мы анализируем эти данные и выстраиваем рейтинг поступающих к нам на условиях целевой подготовки. Вступительная кампания для целевиков вынесена за рамки основного приема. Это большой плюс. Он заключается в том, что абитуриент может попробовать поступить и в качестве целевика. Если же что-то пойдет не так, есть возможность участвовать в общем конкурсе. При условии, что сданы ЦЭ и ЦТ, — подчеркивает Александр Васильевич.
Учебная мотивация
Подают документы в БГПУ и выпускники педклассов. Для них в нынешнем году предусмотрена возможность стать студентом на условиях целевой подготовки без вступительных испытаний.— Для этого ребятам следует освоить программу факультатива «Введение в педагогическую профессию», о чем должна быть сделана соответствующая запись в документе об образовании. Следующее требование: балл по профильным предметам — не менее 8, по остальным — не менее 7. Если абитуриент планирует поступать на физико-математический факультет, его профильные предметы — физика и математика, если на специальности естественно-научного профиля — биология и химия. В стенах вуза абитуриента ждет собеседование, по его результатам происходит зачисление, — объясняет председатель комиссии по проведению собеседования с абитуриентами, прошедшими обучение в профильных классах педагогической направленности, проректор по научной работе доктор педагогических наук, профессор БГПУ Светлана Феклистова.
Однако есть специальности, на которые льгота не распространяется. Это «художественное образование», «музыкальное образование», «психология», «социальная работа».
Выпускница педкласса поставской гимназии Ксения Комисарук планирует поступать в Институт инклюзивного образования на логопеда. Девушка поделилась, как прошло собеседование:
— В билете было два вопроса. Первый: что такое «рефлекс»? Второй: необходимо раскрыть тезис «учитель и ученик — субъекты педагогического взаимодействия». В целом, если готовился, то на вопросы ответишь спокойно. Главное — перебороть волнение. Целевое брала из родной гимназии, хочу после университета вернуться туда преподавать.
В нынешнем году в Беларуси работали 833 педкласса, в которых прошли обучение более 7 тысяч 900 учащихся. Светлана Николаевна вспоминает, как по инициативе БГПУ в 2015-м в стране стали появляться такие классы:
— Восемь лет назад мы начинали со 102, сегодня их количество в восемь раз больше. В этом году выпускается более 3 тысяч 900 учащихся педагогических классов. Развитие подобного направления позволяет привлекать к педагогической профессии наиболее мотивированных ребят.
«Обзвонила 48 школ»
Анастасия Коровацкая — из Постав. У нее целевое направление в минскую среднюю школу № 174. Через четыре года Настя придет туда работать учителем начальных классов:— Прежде чем получить утвердительный ответ, я обзвонила 48 школ. И администрация одной из них пригласила меня на собеседование.
Родители об инициативе дочки на первых порах не знали.
— Она у нас всегда отличалась самостоятельностью, — говорит папа Павел Коровацкий. — Мы с женой воспитывали детей, чтобы они были сами себе опорой, знали, чего хотят, и добивались этого. Первый шаг к цели Настя сделала. Уверены, что с ее целеустремленностью она станет студенткой и выбранная профессия принесет ей удовольствие.
Андрей ИВАНЕЦ, министр образования:
— В этом году поступило более 5,6 тысячи заявок от предприятий реального сектора экономики на подготовку целевиков, на 1 тысячу больше, чем в 2023-м. Это еще раз подтверждает, что спрос на такую форму подготовки у заказчиков кадров очень высокий.
yankovich@sb.by