Человек с выдающимся ростом и незаурядными способностями, именем которого названы авианосец, аэропорт, площадь в Париже, — Шарль де Голль. Скоро его именем назовут и недавно благоустроенную набережную в Щучине. Именно в нем несколько месяцев просидел в немецких тюремных застенках будущий президент Франции. На данный момент место, которое в скором времени может стать точкой притяжения туристов, не обозначено даже памятным знаком. За чем дело стало? Деньги ведь нужны небольшие… Думается, суть затягивания процесса увековечения — в стремлении более тесно наладить белорусско-французские связи. Ведь мало повесить памятную доску, табличку или оформить соответствующим образом экспозицию. Прежде надо сделать все возможное, чтобы этот факт стал достоянием международной общественности.
Недавно Щучин вновь посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Беларуси Дидье Канесс. Это уже его второй приезд — впервые в городе он побывал годом ранее. На этот раз дипломат посетил цеха завода «Автопровод», где во время Первой мировой войны и располагался лагерь для военнопленных, в котором провел несколько месяцев его великий соотечественник. Посол сообщил, что заручился поддержкой Фонда имени Шарля де Голля и других заинтересованных ведомств, поэтому имя де Голля будет увековечено и в этих местах. Кстати, установить информационную табличку планировалось еще в 2016 году — к 100-летию этого исторического факта. Однако что-то тогда пошло не по плану.
Впервые историки появились в Щучине три года назад. Они опрашивали местное население, изучали архивные документы. Конечно же, французские историки прекрасно знали про щучинский плен Шарля де Голля, но они имели в виду польский Щучин, а вовсе не белорусский. Прояснить ситуацию помогли письма офицера Сальмона, который в своих мемуарах внятно написал, что привезли их в город, расположенный между Гродно и Лидой. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что именно белорусская земля позволила выжить знаменитому на весь мир французу.
И другие следы Пятой республики можно найти на нашей земле. В агрогородке Желудок родилось несколько известных личностей, чьи судьбы впоследствии были связаны с Францией. Местная школа носит имя участника Польского восстания 1863–1864 годов генерала Парижской коммуны Валерия Врублевского. Еще один знаменитый уроженец щучинской земли — живописец и скульптор Кремень Пинхус. В Париже он жил в известном «Улье», созданном меценатом Буше для начинающих художников. В то время он дружил с Хаимом Сутиным, Фернаном Леже, Марком Шагалом, Амедео Модильяни и другими.
По мнению начальника отдела туристической и инвестиционной деятельности Щучинского райисполкома Александра Амшея, развитию туризма в районе очень поможет его включение в безвизовую зону. Чем быстрее, тем лучше. В прошлом году в райцентре и за его пределами побывало около 23 тысяч туристов. В случае безвиза цифру эту можно было бы смело удваивать.
О французских гостях Щучинщина пока только мечтает. Еще предстоит многое сделать в плане развития инфраструктуры. Но главное даже не в этом, а в том, чтобы наконец-то перейти от рассуждений к реальным действиям. Как вам предложение посла завязать дружбу с каким-нибудь небольшим городом во Франции? Поначалу можно привозить в белорусский городок школьников из того же Лилля, рассказывая им невыдуманную историю о бывшем президенте. А безвизовый режим поможет со временем наладить сотрудничество с турфирмами одной из самых востребованных у туристов всего мира европейских стран.