Как работает белорусская экономика в условиях санкций

Прогноз — оптимистичный

Исторически высокие качественные показатели сбалансированности: как работает белорусская экономика в условиях санкций

Несмотря на все оказываемое на нашу страну санкционное давление со стороны коллективного Запада и связанные с этим вызовы, экономика Беларуси демонстрирует исторически высокие качественные показатели сбалансированности. Об этом было заявлено во время прошедшего на прошлой неделе заседания Совета Министров о функционировании экономики в условиях санкций и мерах по их преодолению под председательством Президента. Безусловно, внешние условия для работы экономики существенно ухудшились, так как введенные ограничения в отношении Беларуси со стороны ряда стран касаются всех этапов экспорта — от доставки товара до получения выручки. Чтобы заместить выпавшие из-за санкций доходы, принят комплекс мер для наращивания производства и экспорта в других отраслях. Дополнительное производство конкретных товаров даст прирост валового выпуска и обеспечит добавочное поступление выручки. Как итог — ежемесячно растет экспорт товаров, и в июне он практически достиг уровня прошлого года, а в Россию — исторического максимума в 2 миллиарда долларов за месяц.

Как адаптировалась экономика к новым условиям, какие перспективы ее развития — об этом «Р» рассказал заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич.

Достойный результат


— Дмитрий Викторович, как вы оцениваете работу белорусской экономики в первом полугодии?

— Вначале отмечу, что ключевым вызовом для нашей открытой экономики в первом полугодии стало радикальное ужесточение санкционного давления. Вследствие беспрецедентных внешних ограничений, которые затронули не отдельные предприятия, а целые отрасли, в январе — июне темп роста ВВП составил 95,8 процента к аналогичному периоду прошлого года.

В этой ситуации важнейшим приоритетом в работе Правительства стало выполнение ключевых задач, поставленных Главой государства: чтобы наши люди не почувствовали санкций, а предприятия не останавливались. Последовательно, в режиме 24 на 7, принимались решения, которые были призваны компенсировать внешнее давление либо снивелировать его.

Понятно, что скорости адаптации отраслей к новым условиям оказались разными. Своевременно принятые меры позволили прирастать производственным отраслям. Это в первую очередь деревообработка, машиностроение, электроника. Данные сектора поддержали устойчивость экономики в целом. Если анализировать ВВП по «чистым месяцам», то видим, что в июне уже началась восстановительная динамика.

Еще более важным достижением истекшего периода стало сохранение сбалансированности экономики. Ряд качественных макропараметров продемонстрировали лучшие значения за последние годы. Так, положительное сальдо внешней торговли за полугодие составило 2,3 миллиарда долларов — это исторический максимум. Данный приток валюты обеспечивает стабильность на валютном рынке.

Крупные предприятия работают успешно, их финансовые результаты улучшаются.

Выручка продолжает расти с темпами выше, чем себестоимость. Рентабельность продаж — 8,6 процента на максимуме за десять лет. Во многом благодаря этому чистая прибыль, которую предприятия могут направить на увеличение «оборотки» или в резервы, продолжает прирастать. Снижается долговая нагрузка — отношение долга к выручке немногим более 50 процентов — это лучший показатель за последние шесть лет. Иными словами, повышение эффективности работы позволяет организациям формировать запас прочности, который должен стать трамплином для экономического рывка в оставшиеся пять месяцев года.



— Основные вопросы, волнующие население, — это, конечно, заработная плата и цены. Какая здесь ситуация?

— Что касается заработной платы. В номинальном выражении в первом полугодии она выросла на 14,2 процента и составила в июне 1626,5 рубля. Это даже выше наших расчетных показателей под прогноз. В реальном выражении снижение незначительное.

Не допустить резкого падения уровня доходов населения позволили принимаемые Правительством меры по ограничению инфляции. Их эффективность подтверждает динамика роста цен в годовом выражении. Он замедляется: в марте прирост составил 5,9 процента по сравнению с предыдущим месяцем, в апреле — 0,9, а в июле — 0,5.

К сожалению, полностью исключить этот негативный фактор затруднительно — большая часть этой инфляции носит внешний характер, так как мы продолжаем завозить сырье и товары. Однако применение механизмов дополнительного контроля импортных цен, принятие мер по снижению себестоимости продукции отечественных производителей и ряд других мер, предусмотренных программой совместных действий Правительства и КГК, поможет его максимально нивелировать.



Как показывает мониторинг, активность на потребительском рынке из-за роста цен практически не изменилась. По покупательской способности также ситуация стабильна.

В дальнейшем с усилением эффекта от принятых решений по поддержке экономики и оживлением деловой активности мы рассчитываем на преломление отрицательного тренда ВВП на восстановительный по результатам августа. Это, в свою очередь, позволит поддержать уровень доходов наших граждан.

Фактор устойчивости

— Так за счет чего удается нивелировать оказываемое давление на Беларусь? Какие меры способствуют экономической устойчивости?

— Сегодня экономика мобилизована на решение задач, поставленных Главой государства, о которых я говорил выше. Интенсивность работы Правительства и государственного аппарата многократно превышает досанкционный уровень.



По сути, мы перешли на ручное управление валообразующими предприятиями. Решения по конкретным организациям и проблемным вопросам принимаются в режиме реального времени. На наиболее сложные отводится не более 48 часов. По системным вопросам решения незамедлительно выносятся на уровень Главы государства.

Начиная с конца февраля по сегодняшний день принято почти 800 тактических мер разного уровня: от решений оперативно-ситуационного штаба Правительства до актов Президента.

Убежден, что постоянные читатели экономических новостей о них неоднократно слышали.

Для эффективной работы предприятий в рамках Указа № 93 и комплексного плана по поддержке экономики принят ряд оперативных мер по обеспечению организаций «обороткой» и закрытию их финансовых разрывов. Предоставлена возможность отсрочки и рассрочки уплаты налогов и дивидендов. Сроки возврата НДС уменьшены до пяти дней. Сохранены базовая арендная величина на уровне 2019 года и ряд других мер. Суммарно принятые меры позволили сохранить «оборотку» предприятий.

Расширены механизмы и объемы финансирования поддержки экспорта. Главное условие — финансирование только под конкретные экспортные контракты. Кроме того, для поддержки экспортеров и производителей импортозамещающей продукции внедрены специальные банковские продукты. Ставки по ним около 7,5 процента годовых, что значительно ниже уровня инфляции.


Принимаются меры по снижению издержек предприятий, приобретающих материалы и комплектующие, на внешних рынках. Для этого на площадке ЕЭК приняты три пакета антикризисных мер таможенно-тарифного регулирования, в рамках которых снижены ставки ввозных таможенных пошлин на товары критического импорта.

Сегодня для нас приоритет не просто стабильная работа предприятий, а максимально ориентированная на экспорт, не на склад. В таком случае предприятия смогут заработать капитал для дальнейшего развития, а люди — достойную зарплату.

Логистика на завтра

— Вопросы перевозок и логистики — одни из самых непростых в текущих условиях. Как по ним развернута работа? Может, уже есть результат?

— Для любого предприятия важно не только произвести продукцию, но и выгодно ее продать, обеспечив максимально быструю доставку потребителю. Поэтому вопросы логистики — одни из ключевых в актуализированных бизнес-стратегиях наших производителей.

Сегодня для переориентации товарных потоков с западного направления на восток и юго-восток решается целый комплекс задач, связанных с поставкой комплектующих, отработкой новых логистических маршрутов, поиском партнеров, переходом на другие валюты в расчетах.



Проводятся переговоры с дружественными странами об увеличении количества разрешений для перевозчиков.

Достигнуты первые положительные результаты. В 1,5 раза увеличен объем перевозок через российские порты. Утроились железнодорожные контейнерные перевозки в Китай. Получены разрешения к имеющимся квотам на международные перевозки в Армении, Грузии, Кыргызстане, Турции, КНР. Существенно поддержали транспортную отрасль меры по перецепке/перевалке грузов, следующих из стран ЕС, обеспечив работой наших перевозчиков.

На четверть вырос спрос на перевозки внутри страны во втором квартале, а быстрая переориентация на восточное направление позволила во многом компенсировать просевшее европейское.

— Уже озвучивалось, что страна может потерять от 16 до 18 миллиардов долларов экспортной выручки из-за закрытия европейского и украинского рынков. За счет чего планируется компенсировать выпадающие доходы и насколько реально быстро переориентировать экспортные потоки?

— Разумеется, говорить о том, что санкции не создают сложностей, нельзя. Есть выпадающие объемы экспорта по продукции нефтепереработки и калию. С июня закрыт премиальный европейский рынок для древесины, черных металлов и изделий из них, цемента, шин.

Чтобы компенсировать эти потери, Правительство сконцентрировало усилия на диверсификации рынков и наращивании объемов экспорта товаров, на которые не действуют санкционные ограничения.



Решению этой задачи способствовал апгрейд зарекомендовавших себя мер, закрепленных в экспортных указах № 466 и 534. Они действуют не первый год и достаточно эффективно поддерживают покупателей нашей продукции, предлагая эффективные финансовые инструменты для того, чтобы наши экспортеры могли успешнее торговать.

Было принято решение существенно увеличить объемы выделяемых средств в рамках этих указов, таким образом снизив издержки предприятий. Из нефинансовых инструментов особую важность имеют следующие: сокращение времени, упрощение порядка прохождения всех таможенных процедур и продолжение работы по перенаправлению товарных потоков на рынки дружественных стран.

Мы видим, что утрата одних рынков компенсируется наращиванием поставок на другие. Так, падение экспорта белорусских товаров в недружественные страны Запада и Украину по итогам шести месяцев на 2,5 миллиарда долларов было практически на 80 процентов компенсировано за счет роста поставок в Россию и Китай.

Если приводить конкретные примеры, то это грузовики, запчасти для транспортных средств, автобусы, продукция металло­обработки, деревообработки, текстиль, пластмасса, строительные материалы, продовольствие и другие товары. По многим позициям мы не только компенсировали выпадающие объемы, а наоборот, приросли.

Естественно, работа по переориентации экспортных потоков будет продолжена — это чрезвычайно важно для нашей открытой экономики.

Тем не менее мы не собираемся самостоятельно уходить и с рынка ЕС. Готовы и открыты к взаимовыгодному сотрудничеству в экономике со всеми странами. И уже видим готовность многих европейских компаний к возобновлению отношений. Мяч на их стороне. Уверен, что трезвый разум, прагматизм и экономическая выгода возобладают.

— Ввиду выбранной стратегии по повороту на рынки Азии какую роль, по-вашему, сегодня в существующей геополитической парадигме занимает Китай? И как это скажется на взаимоотношениях с нашей страной?

— Беларусь и Китай всегда стремились к открытости и сотрудничеству. Нарастающая мощь КНР открывает новые перспективы для развития нашей экономики. Благодаря высокому уровню партнерства наблюдается поступательный рост и развитие совместных торгово-экономических инициатив. Курс на дальнейшее укрепление взаимодействия с Китаем является безусловным приоритетом нашей внешней политики, имеет долгосрочный и устойчивый характер.

К сегодняшней непростой мировой ситуации мы подошли подготовленными. В прошлом году товарооборот с КНР достиг рекордных 5,1 миллиарда долларов. С участием китайских компаний реализуется свыше 50 инвестпроектов. Более двух сотен белорусских предприятий аккредитованы и нацелены на работу на китайском рынке.

Сформированы отраслевые экспортные и импортные заявки в КНР на 2022 год. Белорусскими производителями и отраслевыми регуляторами установлен тесный контакт с китайскими торговыми палатами, ассоциациями и импортерами по вопросам поставок. По итогам полугодия экспорт товаров в Китай возрос в 1,8 раза и превысил 770 миллионов долларов.

Ведется активная работа над соглашением о торговле услугами и осуществлении инвестиций. По планам его подпишем в следующем году.


В целях выстраивания стабильной и комплексной системы логистического обслуживания, наращивания транспортных потоков через Беларусь в индустриальном парке «Великий камень» реализуется проект по строительству грузового железнодорожного терминала как узловой площадки «Одного пояса, одного пути».

Я могу с уверенностью сказать, что китайский бизнес сохраняет интерес к расширению и укреплению своего присутствия в стране. Кроме того, в условиях ухода отдельных западных компаний открываются дополнительные возможности для активизации нашего сотрудничества. Уверен, что совместно с китайской стороной мы сможем использовать сложившуюся ситуацию в наших общих интересах и целях.

Не вместо, а вместе

— В России на смену зарубежным корпорациям освободившиеся ниши занимают российские компании. Недавний успешный пример — в сфере общепита. Могут ли белорусские компании так же успешно замещать уходящие с российского рынка?

— С уходом ряда иностранных компаний с российского рынка открылись дополнительные возможности в более 11 миллиардов долларов в интеграционном импортозамещении.

Например, для нас огромный потенциал в деревообработке. С рынка России ушла компания IKEA. А это ниша в 1 миллиард долларов! Сегодня возможности белорусских мебельщиков оцениваются в 400 миллионов долларов, а это уже 40 процентов от освободившегося сегмента.

Аналогичная ситуация и в легкой промышленности. Емкость рынка обуви, одежды и аксессуаров в России составляет до 100 миллиардов долларов. Потенциал замещения отечественными производителями оценивается в 600 миллионов долларов. Но есть возможности нарастить его за счет привлечения субъектов малого и среднего бизнеса, а это более 1900 организаций.

Своевременно проведенная модернизация дает возможность оперативно нарастить выпуск товаров и удовлетворить ажиотажный спрос, использовав ситуацию себе в плюс. Близость к границе значительно упрощает логистику поставок. Увеличению продаж также будет способствовать популярность бренда «Сделано в Беларуси» у российских потребителей.

Сейчас важно грамотно использовать складывающуюся ситуацию, продуктивнее трудиться и активнее взаимодействовать с потенциальными заказчиками, чтобы максимально раскрыть свой потенциал.



— Действительно, сейчас как никогда зазвучала тема импортозамещения. Каких результатов уже удалось достичь во взаимодействии с российской стороной?

— Работа организована в рамках отраслевых подгрупп, созданных минпромами Беларуси и России. Это пулы экспертов по сельскохозяйственному машиностроению, металлургии, станко- и лифтостроению, микроэлектронике, лесной промышленности, нефтехимии, фармацевтике, топливно-энергетическому машиностроению.

Уже есть первые результаты. Расскажу о самых стратегически важных.

Во-первых, Минпромом, Минздравом, «Беллегпромом» и «Белнефтехимом» закреплены договоренности по поставкам замещающих критический импорт товаров для бесперебойной работы предприятий обоих государств. И дальше такое партнерство будет дополняться и расширяться.

Во-вторых, сформирован перечень из 23 интеграционных проектов на сумму 2,2 миллиарда долларов. По 14 (на 1,6 миллиарда долларов) российскими партнерами уже одобрена целесообразность реализации. По 11 из них Минпромом разработаны графики подготовки бизнес-планов. В ближайшей перспективе — создать межведомственную проектную группу при Банке развития для их оперативной проработки и согласования.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter