Ежегодно права тракториста получают 4.400 молодых ребят. Механизаторов готовят профильные колледжи и учебные центры районных и областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию. Острой нехватки кадров, если обратиться к статистике, наш аграрный сектор не испытывает. Из 39.142 вакансий в начале года заняты были 36.754. Дефицит в 6 процентов — некритично. Однако порой складывается парадоксальная ситуация: вроде бы и техника новая в хозяйстве имеется, и тракторист на месте, а работать — некому. И не потому что обладатели корочек тракториста–машиниста уходят в армию или поступают в вузы. Главная причина в том, что многие из них во время учебы осваивали устаревшие сельскохозяйственные машины и на работу пришли сырыми специалистами. Изучать проблему наш собственный корреспондент отправился в Городокский государственный аграрно–технический колледж.
...Студент 4–го курса Андрей Пахирко — тракторист опытный. Побеждал на областном конкурсе пахарей Витебщины. Хотя признается, что на собственном опыте убедился — предела профессиональному совершенству нет:
— Как–то приехал в родную деревню Тарасенки Витебского района на практику. Меня решили посадить на новый «Беларус–3522». А я такого современного трактора в глаза не видел! Как на нем ехать?..
В Городке ребята практикуются в основном на МТЗ–82, самому молодому из которых 17 лет. Еще 5 — 7 новых машин Минского тракторного завода, по словам директора колледжа Владимира Шитько, нужны как воздух:
— Потратить на их приобретение четверть годового бюджета учебного заведения мы не можем. И скидок нет. Тракторы покупаем на тех же условиях, что и сельхозпредприятия. В Европе же, я знаю, заводы–изготовители на время безвозмездно предоставляют новые образцы техники учебным заведениям. К такому опыту стоит присмотреться. Чтобы не переучивать выпускников и не тратить огромные деньги на ремонт сложных современных сельскохозяйственных машин, сломанных из–за неправильной эксплуатации.
С 2012 по 2016 год Владимир Владимирович был депутатом Палаты представителей Национального собрания. По депутатским обменам не раз бывал в Германии. Возглавив в минувшем году Городокский государственный аграрно–технический колледж, он успел побывать в латвийской Малнаве, где с похожим учебным заведением заключен договор о сотрудничестве:
— Коллегам для обучения европейские производители тракторы Fendt и John Deere предоставляют. Лаборатории оснащают, станции технического обслуживания и сварочные центры строят. Нам в 2018–м на техоснащение выделили 40 тысяч рублей. Но один из самых современных отечественных тракторов «Беларус–4522» стоит в 5 раз дороже. Хорошо если выделенных денег на обустройство лаборатории хватит. Мы как–то в Могилеве стенд для электриков покупали. Так он в 36 тысяч рублей обошелся.
Мастер производственного обучения колледжа Иван Сидоров уверен, что тракторы, выпускавшиеся два десятилетия назад, так же отличаются от современных, как «Запорожец» от «Мерседеса»:
— Современными машинами управляет компьютер. К ним цепляют не менее сложные сеялки и плуги. Внедряются новые гидросистемы, модернизируются мосты, редукторы. А наши дети этого не видят. Хорошо, что к областным «Дажынкам–2014», которые проходили в Городке, нам выделили современный «Беларус–3522». Если бы не он, не знаю, как бы с командой колледжа готовились к международному конкурсу пахарей, который в прошлом году проходил в Минске. Там состязались на похожих МТЗ–1523. Так как с техникой более–менее были знакомы, заняли 3–е место из 14 команд, представлявших нашу страну, Россию, Казахстан и Китай.
В международном конкурсе от колледжа участвовали два человека. А всего в крупнейшем учебном заведении сельскохозяйственного профиля Витебщины знания получают более 1 тысячи человек. Большинству ребят современные тракторы, комбайны, грузовики предстоит обслуживать, ремонтировать и эксплуатировать. Естественно, они должны знать, на какие рычаги нажимать, как разобрать и смазать тот или иной агрегат. Для этого, уверен Владимир Шитько, у колледжа должна появиться возможность в течение полугода–года пользоваться лучшей отечественной техникой:
— Если бы в каждой из областей для этого определили по одному учебному заведению (к примеру, самому крупному), уже было бы хорошо. Мы понимаем, что техника останется собственностью предприятий–изготовителей. Мы обязуемся аккуратно ее эксплуатировать и возвратить после изучения. Есть, правда, еще одна сложность. Так как похожей практики до сих пор не было не только у нас, но и в стране в целом, придется, судя по всему, разрабатывать и соответствующую законодательную базу.
Колледж прежде всего заинтересован в продукции наших предприятий: МТЗ, «Гомсельмаша», «Лидсельмаша», «Бобруйсксельмаша», Витебского мотороремонтного завода и других. Письмо с просьбой о сотрудничестве, например, на Минский тракторный завод руководители учебного заведения уже направили. В идеале здесь готовы открыть группы узкой специализации. Предполагается, что в них ребята будут углубленно изучать тот или иной бренд техники и готовиться работать именно с ним.
КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ
Андрей Сусленков, заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по идеологической работе, кадрам и соцразвитию:
— Если исходить из действующего законодательства, учебному заведению мы можем помочь, оказав спонсорскую помощь. Для этого нужно иметь чистую прибыль и согласование на уровне Министерства промышленности. Но возникает вопрос. Профильных учебных заведений по стране — около 300. Писем с похожими просьбами у нас — пачка. Если мы даем трактор одному, почему не дать другому? Теоретически можно работать и по следующей схеме. Допустим, Витебская область закупает крупную партию тракторов для своих сельхозпредприятий. И выступает с инициативой, чтобы в ней, к примеру, одна машина была предусмотрена для обучения. Но все равно придется выходить на Минпром, Правительство и оформлять это как специальную программу.
КСТАТИ
Пока диалог с нашими предприятиями только начинается, заманчивое предложение Городокскому государственному аграрно–техническому колледжу сделали россияне. К 1 сентября представители ОАО «Кировский завод» обещают оборудовать в Городке современную лабораторию и класс для будущих специалистов, обучающихся работе на тракторах «Кировец». Сегодня на Витебщине более 250 таких машин. Их крупную партию область покупала 12 лет назад. Сейчас идут разговоры о приобретении новой партии тяжелых мощных тракторов, которые хорошо зарекомендовали себя, работая на переувлажненных почвах северного региона. Очередным шагом сотрудничества с россиянами, по словам директора колледжа Владимира Шитько, должно стать строительство на его базе их фирменной диагностической станции и СТО:
— Надеюсь, предоставление в пользование трактора «Кировец» — тоже перспектива реальная. Это еще будем обсуждать. Если наши соседи заинтересованы работать таким образом, думаю, с отечественными компаниями мы тем более должны найти общий язык.
svg–vt@mail.ru
Фото автора.
Как подготовить классного тракториста
Профобразование: за трактором вдогонку
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.