Ректор БГПУ — об уровне подготовки абитуриентов и престиже педагогической профессии

Профессия учителя из моды не выйдет

В главном педагогическом вузе страны убеждены в стабильно высокой востребованности выпускаемых специалистов

Ректор Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, доктор педагогических наук, профессор Александр Жук полагает, что к середине XXI века главными в мире будут три профессии — айтишник, врач и учитель. При этом руководитель ведущего педагогического вуза страны особо подчеркивает высокую миссию учителя, поскольку тот закладывает основы будущей подготовки и айтишников, и медицинских работников, и других специалистов. Мы поинтересовались у ректора ­БГПУ его ожиданиями от вступительной кампании — 2021, поговорили об уровне подготовки абитуриентов и престиже педагогической профессии, а также выслушали мнение руководителя университета о вкладе образования в устойчивое развитие современного белорусского общества.


— Александр Иванович, не за горами централизованное тестирование и подача документов в вузы. Есть ли у вас четкая уверенность в том, что недостатка в желающих поступить на педагогические специальности в стране не будет, а первокурсниками станут сильные абитуриенты, уверенные к тому же в правильности выбранной профессии?

— Уже несколько лет ­БГПУ не испытывает «синдрома последнего дня», когда абитуриенты в последний момент перебрасывают документы со специальности на специальность или даже из вуза в вуз. Но еще семь лет назад, когда я только пришел в ­БГПУ ректором, кое-где наблюдался недобор, на физико-математические, естественно-научные специальности проходные баллы были низкими. Ситуация изменилась в корне. В 2020 году средний конкурс по университету составил 1,6 человека на место. Существенно улучшилась подготовка абитуриентов: по трети специальностей проходные баллы выше 300, а меньше 240 практически вообще нет. Четверть поступивших на бюджетное обучение — медалисты, много выпускников лицеев и гимназий, педагогических классов. Подготовка у большинства молодых людей очень сильная, это отмечают и педагоги. Подобного результата удалось добиться прежде всего за счет системной профориентационной работы в ­БГПУ, а также за счет работы по повышению престижа учительской профессии в стране в целом.

— В нашей стране поиск будущих учителей уже не первый год ведется со школьной скамьи. Как вы оцениваете эффективность этой работы?

— С инициативой введения профильной педагогической подготовки в 10—11-х классах с целью привлечения хорошо подготовленных, мотивированных на выбор педагогической специальности абитуриентов ­БГПУ выступил в 2014 году. Идея получила поддержку на высшем государственном уровне, и в 2015/2016 учебном году первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси. Сегодня, спустя шесть лет работы таких классов, мы можем констатировать, что путь был выбран верный. Количество профильных классов и групп с тех пор увеличилось в четыре раза — ежегодно их формируется более 450, при этом обучение проходят в среднем 4200 молодых людей. Я убежден, что введение педагогического профиля в старших классах стало ключевым фактором, существенно изменившим ситуацию с контингентом поступающих на педагогические специальности в Беларуси.

Преподаватель-стажер кафедры химии Дарья Данильчик и студенты университета Эдуард Казак, Валерия Елина, Даниил Мацко, Анастасия Полянская.

Старшеклассники изучают профильные предметы на повышенном уровне, осваивают 140-часовую программу факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», участвуют в различных педагогических пробах — проводят фрагменты уроков, помогают учителям в организации внеклас-сных дел и т.д. Немаловажно и то, что для тех, кто хорошо успевает и получает при этом рекомендацию педсовета, предусмотрено льготное (без экзаменов) поступление на педагогические специальности во всех вузах страны. Сегодня выпускники педагогических классов, как правило, и лучшие студенты — и по успеваемости, и по социальной активности, и по участию в различных мероприятиях и проектах.

В создании системы педагогической профилизации образовательного процесса мы пошли еще дальше: сегодня в 16 школах страны в инновационном режиме работает модель допрофильной педагогической подготовки. Речь идет о комплексе факультативных занятий для учащихся 5—9-х классов, направленном на развитие у ребенка интереса к педагогической деятельности, выявление представлений о собственных интересах и возможностях, приобретение первоначального педагогического опыта.

К слову, белорусскую систему подготовки мотивированных абитуриентов в педагогических классах берет на вооружение Россия. Министр просвещения РФ уже проанонсировал создание в этом году в стране 5000 педагогических классов.


— Пожалуй, слагаемые престижа любой профессии сегодня — это уровень доверия к ее представителям, востребованность, высокий уровень компетенций и, что уж тут скрывать, привлекательность. Как обстоят дела у педагогической профессии в нашей стране?

— Давайте разберемся. Педагогу всегда доверяют самое дорогое — обучение и воспитание детей, а значит, будущее страны. Педагогическая профессия чрезвычайно актуальна и востребована именно в наше время, так как сейчас происходит смена образовательных парадигм — от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», основному тренду постиндустриального общества. Причем сегодня востребованы представители как традиционных, так и новых специальностей — андрагоги, преподаватели корпоративного обучения, менторы, игротехники и другие. Далее. Современный высококлассный педагог профессионально владеет инструментами социализации и набором методик, позволяющих адекватно действовать в той или иной образовательной ситуации. А тезис о том, что в эпоху информационных технологий можно обойтись без учителя, неактуален. Педагог сегодня учит своих подопечных в том числе работать с информацией, формировать навыки систематизации и структурирования материала, его логической обработки — это крайне важно в современном мире.

А что касается привлекательности профессии…

Мы вместе со студентами несколько лет назад сформулировали 10 причин поступать в ­БГПУ и получить профессию учителя. Когда называешь преимущества (социальная защищенность, стабильная работа и зарплата, хорошие условия труда, двухмесячный отпуск, высокая миссия в обществе и пр.) самым большим скептикам, они соглашаются: это факты, никаких придумок.

Добавлю: в ­БГПУ много внимания уделяется спорту, возможностям творческого самовыражения будущих педагогов, поскольку презентабельный внешний вид, здоровье, талант — музыкальный, танцевальный, ораторский, а также увлеченность каким-то хобби — важнейшие составляющие имиджа педагога. Конечно, престижность профессии также предполагает, что с ее представителями — специалистами высокого уровня — считаются, их берегут и ценят работодатели. Государство же такую заботу проявляет.

— Современный взгляд на устойчивое развитие как принципиально новый этап человеческой цивилизации заставляет по-новому взглянуть на роль образования в этом процессе…

— Выскажу свое мнение: именно образование является драйвером реализации идей устойчивого развития общества, в том числе и в Беларуси, и ключевым механизмом формирования интеллектуального потенциала, совместного порождения знаний и формирования новых практик. Прежде чем решать экологические, экономические, социальные и другие проблемы, нужно их понять и понимать, как действовать в нужном направлении. Кстати, в ­БГПУ разработана концепция развития педагогического образования на следующую пятилетку — как раз сквозь призму Целей устойчивого развития. Педагог, придя в школу, должен хорошо понимать, как можно реализовать ту или иную задачу в рамках ЦУР, а также внедрять эти знания в повседневный процесс обучения. Параллельно в стране продолжается обновление содержания и организации образования с включением идей устойчивого развития. К слову, в нынешнем году ­БГПУ инициировал и реализует республиканский социально-образовательный проект «Ориентация на будущие поколения», участниками которого стали более двух тысяч педагогов и студентов педспециальностей. Он направлен на совершенствование междисциплинарных ключевых компетенций специалистов, анализ возможностей трансформации образовательного процесса в соответствии с принципами ЦУР.
Количество заявок на выпускников ­БГПУ намного больше, чем число самих выпускников — ­БГПУ готов удовлетворить лишь около 40 процентов заявок нанимателей. Университет в первую очередь работает с заявками отделов образования, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
ФАКТЫ

♦ В 2021 году ­БГПУ будет осуществлять набор на 31 специальность дневной формы обучения и 18 — заочной. Всего планируется зачислить около 2200 первокурсников.

♦ В прошлом году самые высокие проходные баллы были по специальностям «психология» (317), «практическая психология» (316), «изобразительное искусство и компьютерная графика» (315), «логопедия» (313).

♦ БГПУ разработал систему научной, учебно-методической организационной и информационной поддержки процесса педагогической профилизации. Основная информационно-коммуникационная площадка — сайт «Педагогические классы» (www.pedklassy.bspu.by).

♦ Многолетняя деятельность ­БГПУ, направленная на достижение Целей устойчивого развития и создание инклюзивного общества в Беларуси, отмечена Сертификатом признательности от представительства ­ООН/­ПРООН в Республике Беларусь.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter