Что дает высшее образование и почему растет популярность среднеспециального?

Профессионально ориентированные

Пандемия коронавируса вносит коррективы на рынке труда. Главный удар принимают на себя сфера туризма, услуг, ресторанный бизнес и индустрия гостеприимства. Но в то же время бизнес по доставке товаров переживает рассвет. На вес золота сегодня врачи, медсестры, швеи. Какие специалисты будут востребованы завтра? На кого пойти учиться выпускникам школ? Что дает высшее образование и почему растет популярность среднеспециального? Об этом рассуждают наши эксперты.


Думать на перспективу


Поступать в университет или идти в ПТУ — каждый делает выбор сам. Попытка искусственно скорректировать его и направить в колледжи и училища школьников, которые туда особо не стремятся, — не только бесполезно, но и вредит развитию инициативности и ответственности молодежи.

Выбирая, где и по какой специальности продолжать учебу, каждый год десятки тысяч подростков так или иначе определяют будущий вектор своей жизни. Даже если впоследствии они будут менять направление работы, скорее всего, не один раз, что не редкость в современном мире, — выбор места получения послешкольного образования значительно влияет на социальный контекст взросления, круг общения и интересов.

Очень важно, чтобы этот выбор и его направление, будь то высшее образование или профессионально-техническое, был максимально обдуманным и, главное, самостоятельным решением каждого. Лучше вынести опыт из своих ошибок, чем просто плыть по течению. От совсем неподходящих решений уберегут родители, которые лучше других знают своих детей, их склонности и интересы.

Нужно понимать, что администрации учреждений образования могут затратить усилия и ресурсы на то, чтобы какими-то привилегиями привлечь побольше молодежи в ПТУ вроде лучших условий в общежитии и хорошей стипендии на время обучения. Но зачем потом национальной экономике такие специалисты, которые пришли в профессию не по собственному желанию, а ради сиюминутных бонусов?

Молодые жители Беларуси с каждым годом все чаще отдают предпочтение высшему образованию. По данным Белстата, если 20 лет назад соотношение учащихся ПТУ и студентов вузов было 1:2, то теперь — 1:4. Так что даже одной демографической ямой 1990-х снижение потока абитуриентов в ПТУ не объяснить: если с 2000/2001 учебного года число студентов в белорусских университетах почти не изменилось (было чуть более 280 тысяч, сейчас — чуть более 260 тысяч), то на учебу в ПТУ за тот же период спрос упал более чем вдвое (с 137,7 тысячи учащихся до 63,9 ­тысячи).

Если ориентироваться на будущее, то людям скорее предстоит не работа «синих воротничков», к которой можно подготовиться в ПТУ. Такой труд все больше автоматизируется, замещается роботизированными станками, функционирующими на основе алгоритмов и искусственного интеллекта. Даже на завод завтрашнего дня будет нужен не слесарь с гаечным ключом, а программист.

Что уж говорить про гуманитарные профессии, где нужны широкий кругозор и творческое мышление. Сегодня мир уходит от концепции «одна профессия на всю жизнь» в сторону подхода «обучение через всю жизнь». И если в ПТУ учат как раз понятной отдельной профессии, то в университете можно научиться учиться.

Безусловно, в каждом конкретном случае выбор индивидуален, и более 60 тысяч учащихся ПТУ доказывают, что и такое образование сегодня востребовано в Беларуси. Всегда полезно самостоятельно взвесить для себя все за и против, и если душа лежит заняться резьбой по дереву, то не нужно спешить в университет только потому, что впереди технологическое будущее. Для хороших и талантливых специалистов всегда найдется место, чем бы они ни занимались.

Однако нужно понимать, что изменение образовательных предпочтений молодежи в пользу высшего образование — это устойчивая тенденция.

Вадим Можейко, аналитик BISS

Школа рабочей молодежи


Каждый рождается со своими способностями и талантами. Одному суждено стать профессором, другому — сварщиком. Здесь уместно вспомнить советскую систему образования. Она была ступенчатой и структурированной: школа, ПТУ и техникумы и только затем вуз. Раньше существовала плановая система, и были четкие цифры: сколько предприятий нужно в той или иной отрасли. В экономике ценились мастера на все руки. Профессиональным училищам уделялось такое же внимание, как и высшим учебным заведениям. В эпоху постмодернизма акцент сместился на сферу бизнеса и экономики, юридической сферы. До недавнего времени в нашей стране 40% студентов получали специальности экономиста и юриста. 

Ситуация складывается непростая — специалистов с дипломами о высшем образовании очень много, но уровень их подготовки оставляет желать лучшего. Да и при всем желании государство не может обеспечить работой такое количество юристов, бухгалтеров, экономистов и так далее. Просто потому, что рынок труда не безразмерный.

Массовая культура вывела наверх людей с профессиями, связанными со сферой развлечения. Молодежь перенимает эту матрицу. А результат — у нас некому порой гайку закрутить или кладку кирпичную сделать. Пандемия коронавируса показала нам реальное положение дел. Настоящие герои — медсестры, врачи, учителя. 

Во времена высокотехнологичных производств уровень подготовки рабочего должен быть сравним с уровнем выпускника вуза. В то же время возникает еще одна проблема: мастерские многих училищ укомплектованы устаревшим оборудованием. Работодателю приходится переучивать молодых специалистов на месте. Получается, что бюджетные средства, затраченные на их подготовку, используются неэффективно. Так быть не должно. Посмотрите: в Германии и других государствах ЕС действует классическая советская схема — примерно 20—30% абитуриентов идут в вузы, остальные — в профессионально-технические училища. Правильность выбранного курса подтверждает уровень развития этих стран.

Некоторые, увы, идут в вузы не по призванию, а потому, что им внушили: получить диплом — это крайне важно. Как решить проблему переизбытка на рынке труда дипломированных специалистов при одновременной нехватке рабочих рук? Нужно поднимать престиж рабочих профессий. И это задача для всего общества. Нужно еще больше обращать внимания на героев нашего времени — тех, без кого мы действительно не сможем обойтись. 

Давайте открывать глаза молодежи на то, что в сочетании с освоением обычной рабочей профессии можно достичь большего успеха в жизни и жить в достатке. Некоторые родители готовы даже платить за учебу в вузе, поскольку это считается престижнее, чем окончить ПТУ.

Нам нужно чаще ставить перед собой вопрос, что лучше: быть безработным с вузовским дипломом или дополнительно через систему проф­техобразования получить профессию рабочего и стать лидером, передовиком на стройке, в сельском хозяйстве, ремонтной мастерской, используя среднее образование как преимущество по отношению к другим занятым в этой профессии? Ответ очевиден.

Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter