О том, что главная воздушная гавань страны будет развиваться, говорили давно. Но вопросы — когда и как — оставались открытыми. Кое‑что мы узнали и можем рассказать уже сегодня. В эти дни в Минске обсуждают проект, который предполагает изменения на территории аэропорта и прилегающих к первой взлетно‑посадочной полосе площадей. Что в этом проекте?
Случайность или нет, но общественное обсуждение началось аккурат в канун 40‑летнего юбилея аэропорта, который отмечали 1 июля. В уже далеких 1980‑х казалось, что расположение этого важного объекта неудобно для пассажиров. 22 километра к востоку от Минска, в Смолевичском районе — далеко!
Но все изменилось. Территория, входящая, кстати, в городскую черту, крепко‑накрепко связана со столицей скоростной автодорогой М‑2, рядом активно расстраивается Белорусско‑Китайский индустриальный парк «Великий камень».
— Основные предпосылки изменений — новая трассировка скоростной железнодорожной линии, связывающей столицу с Национальным аэропортом, разработка концепции развития и благоустройства предаэропортной территории, планирование разноуровневой развязки на пересечении дороги М‑2 и одной из проектируемых улиц, а также отказ от ранее разработанного инвестиционного предложения, — рассказали в УП «БелНИИПградостроительства», где и разработан проект.
В предаэропортной зоне и рядом с ней грядут большие перемены. Гостям в будущем предложат куда больше разнообразного сервиса и развлечений, чем сейчас.
Проектом, например, предусмотрена возможность возведения торговых и культурно‑развлекательных центров, спортивно‑оздоровительных и многофункциональных объектов, экспозиционных площадок, объекта придорожного сервиса с мотелем.
В целом это соответствует представленной год назад архитектурной концепции развития территории Нацаэропорта. Данная стратегия предусматривает реализацию концепции города‑аэропорта, который предлагает не только авиационные услуги. Вокруг будет развиваться целый бизнес‑город с паркингами, гостиницей, офисами, выставочным и торговым центром, другими объектами. Концепция от ОАО «Институт Белгоспроект», к слову, подразумевает не один, а три терминала аэропорта, возведение нескольких крытых паркингов, гостиниц, офисных зданий, СТО, медцентра. Весь этот комплекс назван красиво и воздушно — «АэроСити».
КСТАТИ
История одного терминала
Возведение аэропорта Минск‑2 в окрестностях белорусской столицы началось в 1977‑м. Спустя два года была введена в эксплуатацию взлетно‑посадочная полоса, первый пассажирский рейс выполнен в 1982‑м. Аэровокзальный комплекс строили долго: первую очередь сдали в эксплуатацию в 1989‑м, а полностью аэровокзал был достроен в 1993‑м. Как раз когда воздушные перевозки пассажиров после распада СССР переживали глубокий кризис.
В 2013 — 2014 годах аэровокзал пережил масштабную реконструкцию, после завершения которой пропускная способность увеличилась до 5,8 миллиона человек в год. Позже началось строительство второй взлетно‑посадочной полосы.
Дальнейшее развитие Национального аэропорта неизбежно, но в последние годы пассажиропоток сдерживали сначала пандемийные ограничения, затем санкции и ограничения на полеты. Тем не менее и реконструкция первой ВПП, и строительство второго пассажирского терминала не сняты с повестки дня.