Как продавцы находят наши болевые точки и навязывают то, что нам совсем не нужно

Продажное противостояние

Сумасшедший ритм современной жизни часто не позволяет нам принимать осмысленные решения даже по крайне важным вопросам. Ведь времени так мало, отвлекающие моменты такие назойливые,  а эмоциональное и умственное напряжение всегда высокое. В итоге мы часто не в состоянии действовать обдуманно. И если рядом окажется манипулятор, мы становимся его добычей.


Не скрою, и мне не так давно пришлось испытать на себе воздействие активных продаж. На автостоянке у гипермаркета обратился стильно одетый мужчина с просьбой о помощи. Почему именно ко мне? Возможно, случайно, а вероятно, и в силу моего хорошего настроения и отсюда — неустойчивого эмоционального фона. Далее все развивалось стремительно. Оказалось, что мужчина — гражданин Латвии и он «потерял» кошелек. Для того чтобы вернуться на родину, ему необходимы деньги, поэтому он готов всего за 600 рублей продать набор суперкастрюль, которые у него были в багажнике автомобиля. При этом товар, с его слов, стоил в пять раз дороже. По сей день не могу понять, что тогда сгубило: жадность, глупость или водительская взаимовыручка. Скорее всего, все вместе взятое. К слову, подобные кастрюли в Минске продавались тогда за 200 рублей...

К чему эта предыстория? Не спешите обвинять людей в ротозействе, наивности или глупости. Часто мы оказываемся не в том месте, не в то время и, главное, не в том состоянии, чтобы адекватно принимать решения. Разберем на примерах.

ДАНО. Ортопедический матрас, который пенсионерка М. из Лоева приобрела на презентации за 2.300 рублей! Спустя несколько часов после покупки мозг восстановил способность анализировать и она с ужасом поняла, что ее банально обманули, в чем и признается: «Я сильно болею, а они предложили ортопедический матрас, а к нему хорошие подарки! Сперва выписали платежку на 2.100 рублей, а увидев, что бабка уши развесила, порвали и выписали 2.300!» На следующий день пенсионерка позвонила в фирму и выяснила, что подобный матрас стоит 700 рублей.

АНАЛИЗ. Возвращаясь к злополучному матрасу, заметим, что бизнесмены быстро вычислили «боль» пенсионерки. И даже не одну. Первая — проблемы с позвоночником и вторая — одиночество. В нужный момент рядом с ней не оказалось человека, который бы выслушал и понял. Ушлые продавцы мастерски расположили к себе бабушку: «Они невероятно красиво говорили и очень заботливо слушали… Я давно забыла, что это такое». С одной стороны, можно понять расторопных мальчиков и девочек. Пенка, которую они, бездушно ухмыляясь, снимают с доверчивых стариков, дорогого стоит. Поэтому им в головы не залетают мысли о том, что обманывать стариков и инвалидов — это мерзко. Бизнес, ничего личного. А то, что это чья-то мать, бабушка, которая отдала последнее на матрас, — это вторично… Следующая история.

ОДИН В ПОЛЕ... Когда в квартиру столичной пенсионерки Ш. позвонили и сказали, что проверяют электросчетчики, она доверчиво открыла дверь и уточнила: «Вы из «Энергосбыта»?» Двое молодых людей в спецодежде утвердительно кивнули и взяли бабушку в оборот: «Вы знаете, что в последнее время во Фрунзенском районе участились случаи пожаров из-за неисправного электрооборудования? Вы хотите, чтобы и ваша квартира сгорела? Знаете, сколько людей погибло?» Бабушка растерялась от страшной информации и механически кивала головой… Через мгновение специалисты разделились: один отправился в тамбур к электрощитку, второй извлек из портфеля бланки и стал, не переставая пугать старушку, заполнять бумаги. Через 20 минут все было готово. Суетившийся в тамбуре сообщил, что заменил пару деталей в электрощитке, а заполнявший договор предложил поставить подпись под актом выполненных работ. Напуганная возможным пожаром пенсионерка расписалась и через несколько минут, оставшись одна в квартире, поняла, что совершила глупость. Собственноручно она согласилась на замену неких деталей стоимостью 220 рублей. Чем истории пенсионерок похожи? У обеих, выражаясь языком недобросовестных торговцев, общая «боль» — одиночество. Если бы родные люди досконально знали, чем живут близкие, смогли вовремя их выслушать, понять и что-то посоветовать, то старушки не попали бы в такие ситуации. Что греха таить: и старики, и дети в силу возраста живут не разумом, а эмоциями. Ребенок в подтверждение своей нужности часто спрашивает: «Ты меня любишь?» Старики или стесняются спросить, или уже не у кого. И тогда в их жизни появляются до тошноты внимательные продавцы. Они и выслушают, глядя в глаза, и добрых слов наговорят. Но самое главное: у них всегда есть решение всех проблем — новые фильтры, матрасы, замки, белье, кастрюли и т.д.

ДВЕРЬ В СТРАНУ ПРОБЛЕМ. Минчанка Н., заказав входную дверь в известной столичной фирме, оказалась в дураках из-за своей… совести. Установщики дверей, сославшись на загруженность, приехали не в условленное время, а поздно вечером. Вздыхая и жалуясь на жизнь, они долго ­возились с дверью. Невнятное чувство вины поселилось в сознании заказчицы, и она постаралась не огорчать рабочих долгой приемкой. Быстро подписав бумаги и облегченно вздохнув, она легла спать. Утром, освободив дверь от остатков упаковочной пленки, пришла в ужас: на двери красовались две большие царапины, неумело замаскированные краской. Понадобились три месяца нервотрепки, множество консультаций с юристами, проведение экспертизы и заседание суда, чтобы доказать, что на двери есть дефекты заводского характера.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Из всего вышеизложенного можно сделать один вывод. На удочку манипуляторов каждый человек может попасть не только в бутике, но и в медцентре, фитнес-клубе, школе маникюра, гипермаркете, на улице и даже в своей квартире. Психолог Виктория Глебова советует: «Будьте всегда настороже. Если продавец вам навязывает мысль об исключительности товара, много говорит и не дает возможности задавать конкретные вопросы — это первый сигнал. Если же он начинает повышать голос, давить, ставить в цейтнот («У вас есть только один день, ведь только сегодня скидка 90%»), запугивать последствиями («Ваша квартира может сгореть»), серьезно задумайтесь. Не позволяйте эмоциям захлестнуть вас. И учитесь говорить «нет». Разрывайте контакт («Спасибо, я сам посмотрю»), не смотрите в глаза собеседнику, переводите разговоры на другие темы («Какой у вас красивый вид из окна»). Не бойтесь показаться невежливым, иначе шансы стать жертвой манипуляции вырастают многократно».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter