Для любого человека выход на пенсию — своеобразное испытание на прочность. Многие, уйдя с работы на заслуженный отдых, теряют себя. Иные загодя придумывают занятие, хобби, чтобы не так скучно было коротать освободившиеся деньки. Семья пенсионеров из деревни Брильки уже три года превращает свой дом и приусадебный участок в картину. Правда, вместо кистей и красок используют молотки, гвозди и пластиковые пробки от бутылок.
— Более 110 тысяч крышечек — и это по самым скромным подсчетам, — обводит рукой буйство красок Владимир Алешко — владелец диковинной экспозиции. — Вот через несколько дней пенсию получу, прикуплю гвоздей и продолжу. Есть задумка царевну-лягушку на стену “посадить”.
Не нарушая скоростного режима, деревню Брильки можно проехать насквозь за 5 минут. Правда, редко кому это удавалось. Когда из-за поворота показывается подворье Алешко, водители останавливаются и долго ходят вдоль забора, делая фотографии. Сегодня не только все стены и фронтоны дома, но и беседка, гараж и забор здесь пестреют выложенными из пластиковых пробок картинами.
Владимир Владимирович о своем увлечении готов рассказывать часами и гостям всегда рад. 65-летний мужчина бодро вышагивает по своим владениям, слегка припадая на ногу. Его жена, Елена, вспоминает времена, когда хозяин жаловался на боль в ногах, мог целый день пролежать на диване, не в силах подняться. “Увлечение его на ноги подняло, заставляет с самого утра украшать двор”.
Началось хобби с чистой случайности. Однажды приехал погостить внук. В интернете увидел картинку — где-то на просторах России умелец нашел применение пробкам от бутылок — делал инсталляции. Жителям Брильков идея пришлась по вкусу. С тех пор и началось.
— Изначально решили изобразить на стене дома панно с двумя лебедями, — вспоминает Владимир Владимирович. — Набили картинку довольно быстро и тут же заметили — как-то уж очень пусто вокруг стало. Отчего бы к нашим лебедям пару ярких петухов не прибавить? Сказано — сделано!
Вообще, чета Алешко не привыкла сидеть без дела. Всегда было большое хозяйство, держали живность. Да и работа на почте скучать не давала. Бывало, где на велосипеде, а где и пешком доводилось дюжину деревень посетить, намотать не один десяток километров. Начали добывать бутылочные пробки, так как заканчивались они до обидного быстро. Кладезем этого материала оказались пустыри за деревнями, стихийные свалки.
— За три часа разносили почту, еще пару часов уделяли сбору бутылок. Бывало, за раз по несколько тысяч их в мешки набивали. Дети-внуки сначала недовольны были, мол, старики совсем ополоумели, по свалкам роются, — в голос смеется Елена. — А сейчас один из внуков нам постоянно идеи для творчества подбрасывает, другой набивать картины помогает. Весь фронтон, где Карлсон наш летает, — его рук дело. Нам уже на такую высоту и не подняться.
Со временем окрестные полигоны стали истощаться. Но дело не застопорилось. Наоборот, Владимир Владимирович как-то посетил недалекий заводик по переработке твердых бытовых отходов. Договорился с работниками, чтобы они ему пробки сохраняли:
— Перед тем как бутылку под пресс положить, с нее все равно нужно крышечку свинчивать. Вот у меня и начали запасы пополняться. А взамен я на завод частенько бутылки привожу. Бартер!
И хозяйка тут же смеется: “Бывает, мой набьет в машину бутылок этих доверху, а потом уж меня втискивает”.
Хозяева демонстрируют результаты заготовок. На веранде пакеты, мешки, корзины, ящики с пробками. Часть уже рассортирована по цвету. Остальные ждут обработки.
Прежде чем стать частичкой очередной картины, пробки моются. Летом в чане с кипятком и стиральным порошком во дворе. Зимой больше вручную, порой и за наждачную бумагу берутся. “Всю зиму вот с этих мест на пальцах мозоли не сходят”, — демонстрирует руки Елена.
Создание каждой картины — процесс долгий. Мало определиться с изображением (в этом помогают журналы с кроссвордами и по рукоделию). Далее нужно перенести изображение на листик в клеточку, а затем выложить из пробок прямо на полу в доме. Бывает, на бумаге все красиво, а пробки никак не хотят складываться. Спорят хозяева, чуть не ссорятся, и так и этак кругляши компануют.
— Видите — лошадь возле окна по цветам скачет? — обращает внимание на очередную картину Владимир Владимирович. — Вот она нам очень сложно далась. Вроде все красиво, а ноги не такие. Не скачет, понимаешь ли, нет легкости. Бились над изображением несколько дней подряд, пока на стену набивать рискнули.
Сложность набивания рисунков состоит еще и в том, что вблизи они выглядят хаотичным нагромождением пробок. Лишь с расстояния в несколько метров начинает вырисовываться картина. Так что эти творения, скорее, для прохожих.
А еще через деревню часто ездят дальнобойщики из разных стран. Для них — особое послание: на всю длину стены дома выбита надпись Make love, not war.
— Занимайтесь любовью, значит, а не войной, — дает перевод Владимир Владимирович. — Никогда английский язык не знал, а эта фраза очень уж понравилась. Для жителей всех стран планеты она актуальна!
— Он надпись сделал, так внук приехал и три ошибки в ней нашел, — подхватывает Елена. — Не поленился, притянул лестницу, переделал.
А особое место в творчестве Алешко занимает тема спорта. На заборе, стенах и воротах гаража — сюжеты из олимпиад и мировых соревнований. Здесь и Олимпиады в Рио и в Сочи, и мировой чемпионат по хоккею. Владимир Владимирович демонстрирует очередное панно — схематичную фигурку лыжника: “Отгадайте, кто это? Подсказка: видите, над лыжником три золотые медали?”. Разумеется, это Дарья Домрачева. “Ох, как же я мечтаю ее вживую увидеть! И пусть с помощью бутылочных пробок невозможно “нарисовать” черты лица, но каждый проходящий мимо точно будет знать, кто здесь изображен”, — добавляет Алешко.
У умельца беда — заканчиваются “полотна”. Слишком уж масштабным оказалось увлечение. Осталось оформить последнюю пядь стены на доме — и все. Но пенсионер не отчаивается. С хитринкой посматривает на соседский сарайчик. А еще к нему с вопросами уже обращались и соседи через дорогу. Владимир Владимирович будет только рад, если ему позволят продолжить украшать деревню.
К слову, мастерство четы Алешко исподволь стало известным далеко за пределами Воложинского района. Воложинские пенсионеры участвовали в популярной передаче “Сам себе режиссер”, в рубрике “Слабо”. Однажды внук снял про своих дедушку с бабушкой сюжет, вынудил Владимира Владимировича выйти на крыльцо и поприветствовать москвичей. Запись была отправлена в редакцию передачи.
— А оттуда вскоре звонок: “Вставляйте деду зубы и отправляйте в Москву. Он победил в номинации!” — хохочут старики. — Куда же мы поедем? Как наших козочек и вьетнамских поросят бросим? Снарядили внука. Он с передачи телевизор привез!
Впрочем, воложинские сельские художники утверждают, что к славе относятся более чем спокойно. Хотя тут же себе противоречат. Есть у них мечта попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
— Условия уже изучили? Конкурентов нашли? — интересуюсь.
— Нет, этим еще рано заниматься. Что такое 110 тысяч пробок? Вот до миллиона дойдем — тогда и начнем активно действовать! — хозяева смеются. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды.
muravsky@sb.by
Семья из-под Воложина потратила более ста тысяч бутылочных крышечек для создания уникальных картин
Пробковый дом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.