Сначала они помогают в идеологических диверсиях против Беларуси. Затем им пальчиком вроде как погрозят и снова дают зеленый свет. Мол, творите, родимые! Удивительно, но факт. Много фактов. Ну а потом будут удивляться: опять 2020‑й, как такое могло произойти? Или не будут? Или к этому и стремятся? Втихаря.
Издатель А. Янушкевич, блогер С. Яскевич и обозреватель СТВ Г. Азарёнок на открытии книжного в центре Минска.
Это я все про наших деятелей культуры, науки, окололитературной среды и прочих. Не успела осесть пыль на полках магазинов и издательств, которые недавно старательно зачищали от мерзких «змагарскiх» книжек и символики, как на том же поле снова заколосилось. По крайней мере, пытается. Не пора ли присмотреться и к тем, кто, занимая соответствующие должности в нашей стране, помогает реализовывать подрывные проекты?
На днях экстремистские ресурсы взахлеб анонсировали открытие книжного магазина небезызвестного в «змагарскiх» кругах частного издательства «Янушкевич». Сходили туда и мы с обозревателем СТВ Григорием Азарёнком и блогером Станиславом Яскевичем.
«Кнiгарня знаходзiцца зусiм недалёка ад таго месца, дзе мы працавалi раней», — сообщает публике издательство, а вслед за ним и экстремисты. Добавляет, что в новом магазине будут продавать «свае кнiгi i кнiгi нашых блiзкiх партнёраў».
В книге активно пропагандируется разжигание социальной, политической и идеологической вражды между гражданами страны и представителями госуправления, людей призывают к массовым беспорядкам для незаконного захвата власти... Вторая книга была представлена в сети как «галоўная навiнка лета 2020 года!».Что ранее выпускало в свет «Янушкевич»? К примеру, Ольгерда Бахаревича, автора книг «Собаки Европы», «Апошняя кнiга пана А.». Тираж первой, напечатанный по заказу издательства в Литве, был задержан таможней и отправлен на экспертизу. Издание признано экстремистским материалом.
Да, последние свои книги предприниматель Андрей Янушкевич печатал в Литве. Там, говорил он «Радио Свобода», ему «удалося вырабатаць камунiкацыю».
— Ой, б…! — не сдержался Андрей, заметив нас с ребятами через окошко своего только что открывшегося магазина. — Сейчас начнется.
А что? Всех приглашали. Пришли только мы, не считая нескольких человек внутри помещения. И сразу взгляд падает на любопытную книжицу о Беларуси. На английском языке.
— Мы занимаем свою нишу, — говорит издатель. — Даем людям читать хорошую литературу на их родном языке. Это наша ниша.
— А что за шествия изображены вот в этой книге? — спрашиваем, листая страницы «хорошей литературы». — Очень похоже на эсэсовцев. Здесь много таких фото. Ниша, выходит, националистическая?
— Ну я не знаю, — Янушкевич сразу сказал, что текст не читал. Фото тоже не видел? Что ж пропагандирует, засоряя людям головы?
Некляевщина с нижней полки
А вот автобиография… нет, не героев Великой Отечественной, не ветеранов войны. Биография Некляева. Припрятал ее издатель Андрей на самой нижней полке в углу, сразу открестился:
— Это не наша книжка.
— Так в вашем же магазине, — напоминаем. — Он в интервью говорил, что надо здания штурмовать, на людей нападать, а вы его книгу — к себе на полку.
— Ну… Я волен издавать, продавать то, что считаю нужным. Правда? Пришел автор. Вот, говорит, текст. Я вижу, что человек работал…
— И как, продается?
— Честно говоря, мы ожидали большего. Это не та книга, которая пользуется спросом, поэтому ее место ниже.
Добавлю: на дне.
Еще Андрей сказал, что поэт Некляев хороший. Попросили припомнить что‑нибудь из его творчества. Не смог: «Не слежу за его творчеством». Тогда с чего взял, что «поэт хороший»?
В представленной в книжном литературе есть и про то, «куды iмчыць пагоня», и про Костюшко, и другие темы, на которые буквально молятся «змагары». Акценты в книгах расставлены как надо. Им, «змагарам», надо.
— Так это же история, — разводит руками издатель.
Великая Отечественная война — тоже история, но ей в книжном магазине в центре Минска места не нашлось. Не нашлось места и авторам вроде Шамякина.
— Слушайте, мы печатаем оригинальную литературу, основываясь на вкусах читателей, — слушаем собеседника. — Да и я по современникам…
— Вроде Бахаревича? — напоминаем предпринимателю про изъятую у него серию книг. А еще было про «расстраляных паэтаў» и т.д. и т.п.
— В коммерческом плане он выгоден, — уточнил издатель Андрей.
Предложили продавать современников: Муковозчика, Климковича, Мусиенко. Хорошо, кстати, в народе расходятся. В коммерческом плане тоже выгодны. Это вам не некляевщина с нижней полки. Нет, говорит коммерсант, не то. А что «то»? Как определяет? Он… чувствует, интуиция у него.
Поинтересовались у А. Янушкевича и по поводу открытия магазина. Тот возможности ведения бизнеса в Беларуси оценил:
— Не нужно никаких согласований. Мы зарегистрировались в торговом реестре, уведомили Министерство информации… У нас свободная страна.
Ну вот, а говорят, диктатура.
На прямой вопрос: «Вы Беларусь любите?» — Янушкевич со словами: «Вот вам факты» показал в сторону книг западных авторов. Кстати, вспомнила: я ж видела его недавно в Минске вбегающим в укропосольство, когда там официальные лица Польши с приглашенными западниками отмечали день своей конституции. Так «независимый» издатель, выходит, независим разве что от Беларуси, а перед западниками — на задних лапках? Туда — по первому свисту?
Не так прост издатель, как себя малюет
И еще немного про недавнее прошлое предпринимателя. Шел он плечом к плечу с такими идеологическими вражинами, как «прозаик» Виктор Мартинович, Геннадий Винярский (тоже «независимый» издатель, попадавший в поле зрения правоохранительных структур). Тут и Дмитрий Лукашук (редактор Еврорадио для Беларуси), и «литературовед» (по совместительству уголовник) Александр Федута. Тот самый, что с Костусевым и Зенковичем обвиняется в заговоре с целью захвата власти неконституционным путем. В СИЗО, говорят, работает над инсценировкой какого‑то романа.
А вот еще интереснее. После нас в книжный зашел ГУБОП. Янушкевич задержан, изъято более 200 книг. Экспертизы будут проведены по 15 изданиям. В общем, не так прост оказался коммерсант, как себя малюет.
Оперативники также выяснили, что вел он активную переписку по «рабочим вопросам» с офисом Светы Пилипчук (котлетной феи) и другими «змагарскiмi» клоаками. Будет проверен на источники финансирования, которые длительное время присылали ему иностранную валюту.
Сотрудники издательства имели отношение к редактированию некоторых деструктивных телеграм‑каналов.
Один работничек книжного магазина Янушкевича напрямую контактировал, к примеру, с экстремистом Мотолько, Пальчисом, управлял сомнительным медиаресурсом, был связан со множеством экстремистских источников. Теперь с дистанции снят, будет дана правовая оценка. Как и кассирше книжного. Есть сведения, что администрировала ряд опасных ресурсов.
В общем, это вам для размышлений.
Да, и магазин закрывается.
gladkaya@sb.by