Могилевские дети. Фотоателье Фишмана (нач. ХХ в.).
Экспозиция приурочена к открытию в музее сектора фотографических исследований. Его появлению поспособствовало подписанное при поддержке министерств культуры Беларуси и России в начале декабря 2022 года во время V Музейного форума соглашение между Национальным историческим музеем Беларуси и Музейно-выставочным центром «Росфото» из Санкт-Петербурга.
— Национальный исторический музей как обладатель самых больших коллекций, в том числе фотографических, курирует создание общего каталога музейного фонда страны, — говорит директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой. — Начав работу по оцифровке музейных предметов, мы поняли: фотографией надо заниматься глубоко. Взаимодействие с «Росфото» важно для нас. Это крупный научно-исследовательский центр, который наработал огромную методическую базу по изучению и исследованию фотографий, имеет обширную цифровую коллекцию фотоэкспонатов из всех музеев России. Специалисты центра готовы поделиться с нашим коллективом своими наработками, организовывая для нас ежегодные стажировки. Сотрудничество с известным историком и обладателем уникальной коллекции Владимиром Лиходедовым — это хороший повод в Год мира и созидания начать масштабный проект по сохранению общего исторического наследия.
Минская семья. Фотоателье Бермана (нач. ХХ в.).
Действительно, жизнь современного человека невозможно представить без фотографии. Со временем даже незатейливые, но такие популярные сегодня селфи на фоне архитектурных памятников и достопримечательностей в городах и деревнях, любительские семейные фото могут стать предметом глубокого научного изучения. Но это дело потомков в будущем! А наше сейчас — удивляться бесценным артефактам, сохранившимся с середины позапрошлого века.
На выставке представлены уникальные дагеротипы 1840 — 1850-х годов, на которых под определенным углом можно рассмотреть зафиксированные на серебряных или посеребренных медных пластинах изображения солидных мужчин во фраках и нарядно одетых разных возрастов женщин с аккуратно уложенными по моде тех лет волосами.— Дагеротипия — очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, — отмечает куратор выставки заведующая сектором фотографических исследований Национального исторического музея Светлана Хоружик. — Чтобы сделать один снимок, посетитель должен был неподвижно сидеть 30 — 40 минут. Для этого использовались специальные приспособления для поддержки головы. Первые фото были по-настоящему дорогими в прямом и переносном смыслах! А сейчас они вообще бесценны. Для любого музея большая честь иметь их в своих фондах.
Сувенирная открытка с видами Полоцка (нач. ХХ в.).
ИСТОРИЯ КАДРА
Датой изобретения фотографии считается 1839 год: тогда на заседании Французской академии наук впервые представили доклад о дагеротипии, или раннем фотографическом процессе, основанном на светочувствительности йодистого серебра. Первые фотографии названы в честь их создателя Луи Жака Манде Дагера дагеротипами.
Фотография, не успев появиться, стала очень быстро развиваться. И уже в 1850‑х годах на смену дагеротипам пришли амбротипы (изображения на стекле) и моментальные фото — феротипы (изображения на металле). Последние широко использовались еще в 20‑х годах ХХ века.
Кстати, на одном из амбротипов 1850 — 1860-х годов, возможно, изображен первый минский фотограф Антон Прушинский. Снимок не подписан, и с полной уверенностью утверждать этого нельзя, но человек очень похож на Антона Прушинского с фотографии более позднего периода.
Отдельный стенд посвящен семье известного в то время предпринимателя, владельца типографии Ильи Львовича Каплана. На нем — фото из обширного архива, который Владимиру Лиходедову посчастливилось приобрести у его потомков, в том числе дагеротипы и амбротипы с изображением представителей рода. Интересны и снимки начала ХХ века: где только не фотографировались Капланы — и в Швейцарии, и во Франции, и в Англии, и в Германии, и, конечно, в различных живописных уголках Беларуси!
Амбротип минской семьи Каплан (1854—1860-е годы).
Был у предпринимателя и свой торговый дом, размещавшийся на углу улиц Губернаторской и Захарьевской (сегодня это улица Ленина и проспект Независимости), в котором находился и отдел по продажам фотоаппаратов и фотографических принадлежностей самых известных мировых производителей. К слову, аналогичные фотоаппараты конца ХІХ — начала ХХ века представлены на выставке. Есть там и личная фотокамера Капланов, а также множество писем и открыток, присланных на минский адрес семьи из разных уголков мира.
Дагеротип минской семьи Каплан (1840—1850-е годы).
Любители фотографического искусства оценят и редкие печатные тематические издания конца ХІХ — начала ХХ века, среди которых несколько номеров «Фотографического листка» за 1914 год, иллюстрированный каталог «Германский экспорт», руководство по эксплуатации фотоаппаратов «Агфа» и «Гауффа».
А полистав иллюстрированные прейскуранты фотографических складов Анатолия Вернера и Ф. Иохима, можно узнать не только о стоимости тех или иных принадлежностей, разнообразие которых впечатляло, но и об истории их появления, прочитать о технических особенностях и даже отзывы покупателей. Вот это уровень продаж начала ХХ века! Правда, чем-то напоминает современную торговлю в интернете и через социальные сети?
Окончательно же погрузиться в атмосферу того времени помогут многочисленные открытки с видами белорусских городов и их жителей.
Как нельзя в тему организована на выставке и фотозона. Каждый посетитель может оставить память о необычной экспозиции, присев на удобный старый диван на фоне изображений позапрошлого столетия и нажав на кнопочку на камере телефона.
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.