![](/upload/iblock/bad/sgl9gsdfu2o1c8a1vkccug2k4643v8mz.jpg)
Экспозиция приурочена к открытию в музее сектора фотографических исследований. Его появлению поспособствовало подписанное при поддержке министерств культуры Беларуси и России в начале декабря 2022 года во время V Музейного форума соглашение между Национальным историческим музеем Беларуси и Музейно-выставочным центром «Росфото» из Санкт-Петербурга.
— Национальный исторический музей как обладатель самых больших коллекций, в том числе фотографических, курирует создание общего каталога музейного фонда страны, — говорит директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой. — Начав работу по оцифровке музейных предметов, мы поняли: фотографией надо заниматься глубоко. Взаимодействие с «Росфото» важно для нас. Это крупный научно-исследовательский центр, который наработал огромную методическую базу по изучению и исследованию фотографий, имеет обширную цифровую коллекцию фотоэкспонатов из всех музеев России. Специалисты центра готовы поделиться с нашим коллективом своими наработками, организовывая для нас ежегодные стажировки. Сотрудничество с известным историком и обладателем уникальной коллекции Владимиром Лиходедовым — это хороший повод в Год мира и созидания начать масштабный проект по сохранению общего исторического наследия.
![](/upload/iblock/3f6/d3h58eijk926i53a3izc9cxafr2jig1v.jpg)
Действительно, жизнь современного человека невозможно представить без фотографии. Со временем даже незатейливые, но такие популярные сегодня селфи на фоне архитектурных памятников и достопримечательностей в городах и деревнях, любительские семейные фото могут стать предметом глубокого научного изучения. Но это дело потомков в будущем! А наше сейчас — удивляться бесценным артефактам, сохранившимся с середины позапрошлого века.
На выставке представлены уникальные дагеротипы 1840 — 1850-х годов, на которых под определенным углом можно рассмотреть зафиксированные на серебряных или посеребренных медных пластинах изображения солидных мужчин во фраках и нарядно одетых разных возрастов женщин с аккуратно уложенными по моде тех лет волосами.— Дагеротипия — очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, — отмечает куратор выставки заведующая сектором фотографических исследований Национального исторического музея Светлана Хоружик. — Чтобы сделать один снимок, посетитель должен был неподвижно сидеть 30 — 40 минут. Для этого использовались специальные приспособления для поддержки головы. Первые фото были по-настоящему дорогими в прямом и переносном смыслах! А сейчас они вообще бесценны. Для любого музея большая честь иметь их в своих фондах.
![](/upload/iblock/27b/d3us4bad40ii7itzv8viacf7aebfgvw3.jpg)
ИСТОРИЯ КАДРА
Датой изобретения фотографии считается 1839 год: тогда на заседании Французской академии наук впервые представили доклад о дагеротипии, или раннем фотографическом процессе, основанном на светочувствительности йодистого серебра. Первые фотографии названы в честь их создателя Луи Жака Манде Дагера дагеротипами.
Фотография, не успев появиться, стала очень быстро развиваться. И уже в 1850‑х годах на смену дагеротипам пришли амбротипы (изображения на стекле) и моментальные фото — феротипы (изображения на металле). Последние широко использовались еще в 20‑х годах ХХ века.
Кстати, на одном из амбротипов 1850 — 1860-х годов, возможно, изображен первый минский фотограф Антон Прушинский. Снимок не подписан, и с полной уверенностью утверждать этого нельзя, но человек очень похож на Антона Прушинского с фотографии более позднего периода.
Отдельный стенд посвящен семье известного в то время предпринимателя, владельца типографии Ильи Львовича Каплана. На нем — фото из обширного архива, который Владимиру Лиходедову посчастливилось приобрести у его потомков, в том числе дагеротипы и амбротипы с изображением представителей рода. Интересны и снимки начала ХХ века: где только не фотографировались Капланы — и в Швейцарии, и во Франции, и в Англии, и в Германии, и, конечно, в различных живописных уголках Беларуси!
![](/upload/iblock/52a/0xd11j7d3la22prqsnx7f0or0o3z2toa.jpg)
![](/upload/iblock/9e5/w943umjhdim31klgzy6qs9khwe8r0txp.jpg)
Был у предпринимателя и свой торговый дом, размещавшийся на углу улиц Губернаторской и Захарьевской (сегодня это улица Ленина и проспект Независимости), в котором находился и отдел по продажам фотоаппаратов и фотографических принадлежностей самых известных мировых производителей. К слову, аналогичные фотоаппараты конца ХІХ — начала ХХ века представлены на выставке. Есть там и личная фотокамера Капланов, а также множество писем и открыток, присланных на минский адрес семьи из разных уголков мира.
![](/upload/iblock/13c/xiql80gb8iln5yxv2zg6ieoogiypn5qo.jpg)
Любители фотографического искусства оценят и редкие печатные тематические издания конца ХІХ — начала ХХ века, среди которых несколько номеров «Фотографического листка» за 1914 год, иллюстрированный каталог «Германский экспорт», руководство по эксплуатации фотоаппаратов «Агфа» и «Гауффа».
А полистав иллюстрированные прейскуранты фотографических складов Анатолия Вернера и Ф. Иохима, можно узнать не только о стоимости тех или иных принадлежностей, разнообразие которых впечатляло, но и об истории их появления, прочитать о технических особенностях и даже отзывы покупателей. Вот это уровень продаж начала ХХ века! Правда, чем-то напоминает современную торговлю в интернете и через социальные сети?
Окончательно же погрузиться в атмосферу того времени помогут многочисленные открытки с видами белорусских городов и их жителей.
Как нельзя в тему организована на выставке и фотозона. Каждый посетитель может оставить память о необычной экспозиции, присев на удобный старый диван на фоне изображений позапрошлого столетия и нажав на кнопочку на камере телефона.
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.