Новое лицо студента
— Мы успешно прошли первую пятилетку нового века нашей истории и за это время серьезно подняли престиж педагогической профессии. На разных этапах наш университет был и учительским, и педагогическим, входил одно время в состав БГУ, потом снова выделился в отдельную структуру, менял названия… И сегодня мы не просто главный педагогический вуз страны, у нас хороший имидж в международном образовательном пространстве, — с гордостью подводит итоги Александр Жук.
БГПУ действительно проделал серьезную работу над имиджем. Недоборов нет, как и проходных баллов ниже 230 (хотя раньше было даже 100), а на пяти специальностях минимальный пропускной барьер в студенты выше 300 баллов. Средний конкурс по университету в этом году — 2,5 человека на место, а на некоторые специальности и вовсе до 10. За пять лет число медалистов среди абитуриентов увеличилось в 8 раз, активнее идут в учителя выпускники лицеев и гимназий. Поступают на педагогов и парни — каждый пятый зачисленный. Причем на физмате таких первокурсников 40 процентов, на факультете физвоспитания — 60 и 63 процента на историческом. Но все же, подчеркивает Александр Иванович, главная гордость вуза и основной контингент — выпускники педагогических классов:
— Пять лет назад Президент, посещая наш университет по случаю 100-летия, поддержал инициативу создать такие классы и предоставить их выпускникам соответствующие льготы. И если мы начинали с 102 педклассов и 1300 человек, то сейчас в стране таких классов и групп 438, в них обучаются более 4000 школьников. Важно, что при поступлении без экзаменов есть серьезные требования к баллам и обязательна рекомендация педагогического совета школы. И мы видим, что из таких абитуриентов получаются хорошо успевающие и социально активные студенты.
БГПУ занесен на Республиканскую доску Почета как лучшая научная организация страны. В его копилке также сертификат признательности ООН за достижения в реализации целей устойчивого развития, а также премия Правительства в области качества.Но с новой категорией студентов нужно и работать по-иному, поэтому содержание образовательного процесса активно совершенствуют, приближая его к реалиям будущей деятельности. Главный акцент — на практику, поэтому погружать студентов в профессию начинают уже с 1-го курса: на протяжении трех лет это был эксперимент, а сейчас такая практика станет обязательной. С 2-го курса планка повышается, и будущие учителя включаются в учебно-исследовательские проекты. В университете уверены: только так студенты почувствуют реальный педагогический процесс. Кроме того, усиливают психологическую подготовку будущих педагогов на всех факультетах и по всем специальностям, расставляя акценты в пользу диагностических методик и вопросов кризисной психологии.
— Один из элементов этой системы — недавно созданный Республиканский центр психологической помощи. Поддержка сегодня нужна и педагогам, и детям, и их родителям. Поэтому мы внесли также предложение создавать родительские университеты в учреждениях образования, для них разработаны программы «Мой ребенок — ученик начальных классов», «Мой ребенок — подросток» и «Мой ребенок — старшеклассник». Школы становятся открытыми образовательными системами и должны работать в тесном контакте с родителями, которых просто необходимо как можно чаще привлекать. Мы и в университете на личном примере показываем такой подход: студенты и преподаватели — одна семья.
Отсчет своей истории БГПУ им. М. Танка ведет с 21 ноября 1914 года, когда в Минске открыли учительский институт.Больше чем университет
В главном белорусском педагогическом вузе учатся более 1000 иностранцев из 22 стран. И с каждым годом здесь все больше образовательных программ, которые интересны за пределами Беларуси. К примеру, совместная магистратура по качеству дошкольного образования с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена или программы по инклюзивному образованию с Московским государственным педагогическим университетом и Балтийским федеральным университетом им. И. Канта в Калининграде. А буквально через месяц после визита Президента в Узбекистан был создан факультет инновационной педагогики совместно с Ташкентским государственным педагогическим университетом, рассказывает Александр Жук:
— Сейчас там обучаются около 150 человек по дошкольному и инклюзивному образованию, а также по психологии. С этого года дополнительно набираем еще на четвертую специальность — «Начальное образование». Два года студенты учатся в Ташкенте по нашим программам, наши преподаватели проводят отбор вместе с узбекскими коллегами, читают лекции и принимают экзамены. Затем на год эти студенты приедут к нам, а на 4-м курсе будут учиться и проходить практику дома. На выходе они получат двойной диплом.
За пределы вуза вышла и работа факультета дефектологии, на базе которого появился Институт инклюзивного образования. И это, подчеркивает руководитель вуза, не просто смена вывески — ответ на вызов современности, ведь специальная подготовка важна и для учителей-предметников, и для воспитателей детских садов. На базе института работает Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования при поддержке детского фонда ООН ЮНИСЕФ, где повышают квалификацию специалисты не только из Беларуси, но и из стран СНГ. А в прошлом году БГПУ получил статус базовой организации СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педработников в области инклюзивного и специального образования.
БГПУ сегодня — это около 11 000 студентов. Почти 5000 из них обучаются на дневной форме. В вузе 10 факультетов и 3 института. Около 500 человек каждый год проходят здесь повышение квалификации, еще 1400 — переподготовку. Новая форма — стажировка около 400 белорусских и зарубежных специалистов.Завтра педагога
К чему и как готовить учителя будущего? В БГПУ нашли вполне конкретный ответ: завтра учителю придется работать по-новому, в ситуации неопределенности, когда нужно обладать новыми компетенциями, которые связаны с цифровизацией образования, инклюзией и готовностью оказывать психологическую поддержку детям и их родителям.
— Это сложно, это мастерство, вот почему мы усиливаем практикоориентированность в подготовке и реализуем целый спектр образовательно-воспитательных мероприятий, — подчеркивает Александр Жук. — Вот почему у нас развито волонтерство, мы проводим соревнования по белорусским народным спортивным играм «Беларусiяда», организуем «Звездные походы», которые уже стали международными и наполняются новым содержанием. В следующем году запланирован 55-й! Все это не только сплачивает студентов, но и формирует необходимые в профессии современного педагога качества.
По этой же причине при вузе работает центр образовательной робототехники, а недавно запустили совместный с шахматной федерацией проект «Шахматный дебют», где будущие учителя начального образования осваивают тонкости игры и методику обучения ее азам младших школьников. Это ведь не просто игра — тренировка логического мышления, усидчивости, принятие решений в нестандартной ситуации. В Армении шахматы и вовсе обязательный школьный предмет, у нас же решили начать с факультатива.
— По мнению ученых-футурологов, к середине XXI века будут 3 основные профессии — IТ-специалист, врач и учитель. Учителя я бы поставил на первое место. Как бы быстро ни развивались технологии, все равно он остается главной фигурой в обучении и воспитании молодежи. Именно его личность и будет определять успех или неуспех образовательных систем всех стран, — прогнозирует ректор БГПУ и добавляет: — Главное, чтобы такой специалист любил детей и свою профессию.
pasiyak@sb.by