Ближневосточный регион находится на грани полномасштабного конфликта

Призрак войны

Тегеран в ночь на 14 апреля дал военный ответ Израилю, который двумя неделями ранее ударил ракетами по одному из зданий консульства Ирана в Сирии, в результате чего погибли семь офицеров Корпуса стражей исламской революции. Самый высокопоставленный из них — генерал Мохаммад Реза Захеди. До сих пор не понятно, зачем Израиль грубо нарушил Венскую конвенцию, где сказано: любая дипмиссия в мире неприкосновенна.


Призывы к деэскалации

Итак, иранский удар беспилотниками и крылатыми ракетами по израильской территории стал кульминацией давнего противостояния двух государств. Ситуация стала нагнетаться после событий 7 октября 2023 года, когда палестинская группировка ХАМАС, которую причисляют к иранским «прокси», напала на Израиль и захватила заложников. 

Теперь ситуация на Ближнем Востоке зависит от того, как дальше станут развиваться события: если новых ударов Ирана по Израилю и разрушительных ответных обстрелов не последует, значит, военный инцидент можно считать исчерпанным. Но если этого не произойдет — может быть раздут пожар большого конфликта на Ближнем Востоке. 

Белый дом устами президента Байдена заявил о нежелании воевать с Тегераном и удерживает Тель-Авив от удара по иранской территории. К максимальной сдержанности, разрядке и деэскалации призвали в Беларуси, России, Китае, ООН и других странах и организациях. 

Истоки противостояния


Иран до Исламской революции 1979 года был союзником Израиля. Однако потом межгосударственные контакты прекратились из-за отношения к палестинской проблеме. Запад давно хочет сменить режим в Тегеране, но ему это не удается. Причем уже долгие годы экономика страны подвержена жестким санкциям. Однако это лишь укрепляет дух иранцев следовать своей дорогой.

События, которые произошли 7 октября 2023-го и позже, — следствие появления Государства Израиль. Образование этой страны было рекомендовано (не санкционировано) Генассамблеей ООН в 1947 году вопреки мнению населения данной территории и соседних государств. То есть создание Израиля подготовило почву для многолетнего конфликта на Ближнем Востоке, поэтому нынешний статус страны остается фундаментальной проблемой. 

В первую очередь надо сказать об изгнании палестинцев со своей земли. Большинство населения покинуло эти территории с 1947 по 1949 год, потом была вторая волна выдавливания людей из своих домов в 1967 году, сейчас, по сути, идет третья волна — «организация исхода» жителей Сектора Газа и Западного берега реки Иордан военным путем. 

Иран, по мнению ряда экспертов, имеет связи с ХАМАС. Однако в случае ликвидации этой организации спустя некоторое время объявится другая структура сопротивления, направленная против Израиля и для защиты интересов обездоленного палестинского народа. Израильские чиновники не раз повторяли, что не рассматривают движение ­ХАМАС и иные группировки как силы, независимые от Тегерана. Президент Ицхак Герцог прямо сказал: подлинный противник еврейского государства — Иран. Острая риторика слышна и у иранских официальных лиц. Президент Эбрахим Раиси уверен, что любые действия против интересов Ирана приведут к очередному удару.

Против Тель-Авива выступает и ливанское движение «Хезболлах», ведущее боевые действия. Наблюдается антиизраильская активность йеменских повстанцев-хуситов, шиитских группировок в Ираке и Сирии. Следует сказать, что хуситы парализовали мировую торговлю, обстреливая многие торговые суда в Красном море. В результате взлетели тарифы на морские контейнерные перевозки, пострадали экономические связи многих стран. Сдерживание силами Запада военной активности хуситов результатов не дало. 

К тому же возможная большая вой­на на Ближнем Востоке — если она разгорится — способна нанести огромный ущерб мировой экономике и глобальному энергорынку, который упадет на 3,3 % из-за снижения объемов нефтяных поставок, отмечают специалисты. Цены на черное золото могут взять планку в 150—200 долларов за бочку, ведь ужесточение санкций против Ирана вызовет ежесуточные потери до одного миллиона баррелей.

Хватит ли денег и оружия?

На фоне ближневосточной эскалации США приложат максимум усилий для принятия замороженного ранее законопроекта о выделении для нужд Тель-Авива, Киева и Тайбэя 95,34 миллиарда долларов, заявил спикер палаты представителей Майк Джонсон. Он уверен, что американские законодатели в ближайшее время проголосуют за этот пакет помощи. В целом или разделив его по конкретным странам. 

Между тем, по мнению экс-советника главы офиса президента Украины Алексея Арестовича, Белый дом прекратил военную поддержку Киева, чтобы принудить его к миру. «То, что делают США, имеет прямое отношение к турецкому мирному плану — президента Турции Реджепа Эрдогана, который предполагает внеблоковый статус Киева до 2040 года и проведение референдумов на новых территориях. Он не турецкий, а российско-американский, согласованный. Просто Турцию попросили озвучить как третью сторону», — заявил Арестович.

Следует напомнить и о призыве Вашингтона к Тель-Авиву не давать военный ответ Ирану: доллары американцы напечатать могут в неограниченном количестве, а вот «Патриотов» на всех не хватит — оружия надо много.


Кризис обостряется

Петр Петровский, политолог:

— Удары Ирана носили политический, а не военный характер и имели целью скорее предупредить о решимости, чем причинить какой-либо жесткий ущерб. США и Великобритания устами своих министров успели предупредить Тель-Авив, что не следует наносить новые удары по Ирану, которые уже успели анонсировать израильтяне. Возникает справедливый вопрос: какова цель всей этой эскалации?

Страны коллективного Запада признали, что не в состоянии сегодня открыть еще один фронт на Ближнем Востоке. Причем понятно, что в случае развязывания полномасштабной войны США придется напрямую вовлекаться в конфликт. Военные же действия против хуситов в Красном море показали неготовность США и союзников противостоять не только Ирану, но и простым военным группировкам в Йемене.

Скользким моментом для США является неустойчивость внутриполитической ситуации в Америке. Предвыборная эскалация и не принятые до сих пор пакеты помощи Израилю и Киеву подтверждение этому. Эскалация на Ближнем Востоке еще больше усугубит внутриполитические разногласия и может вовсе парализовать работу органов власти США.

Поэтому главные причины нынешней эскалации следует искать внутри самого Израиля, вернее, в падении рейтингов партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху. На протяжении полугода — после обострения кризиса в Секторе Газа — по всему Израилю проходят массовые акции протеста. Люди недовольны внутренней политикой Нетаньяху, нерешительностью правительства по особождению заложников и массовой мобилизацией в ЦАХАЛ.

Еще одной причиной являются опасения Израиля, что Иран в ближайшее время достигнет цели в своей ядерной программе. 

И в-третьих, Израиль видит, как США сворачивают свою дипломатическую и военную помощь Тель-Авиву. Поэтому для правительства Нетаньяху эскалация с Ираном — это попытка как мобилизовать население внутри страны против общего врага, так и обратить на себя внимание США, заставить Вашингтон ввязаться в конфликт с целью не допустить дальнейшего усиления Ирана в регионе.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter