В ярко выраженной сатирической оперетте, в ее пародийной, как писали критики, направленности раскрылась многогранность таланта Дунаевского. Музыкальный язык “Женихов” чрезвычайно эклектичен, изобилует различными музыкальными цитатами, обращается к богатому музыкальному наследию XIX века. Но вместе с тем здесь есть уже и эксцентричный, раскованный стиль Исаака Дунаевского. Оперетта в наши дни с успехом идет в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, и вот теперь ее ждет встреча с минским зрителем. По мысли создателей, злободневная во времена НЭПа пьеса драматургов Николая Адуева и Сергея Антимонова была переработана и приближена к современным реалиям белорусским поэтом и литератором Александром Зотовым.
Ставит спектакль главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик. До этого он выпустил семейный шоу-мюзикл “Мэри Поппинс” с музыкой продолжателя династии — композитора Максима Исааковича Дунаевского. Мюзикл получился объемным и многослойным. Михаилу Станиславовичу удалось создать зрелище для всех возрастов — действительно семейного формата, что большая редкость на современной театральной сцене.
Спектакль “Женихи” идет в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с 2014 года. Одну из ролей исполняет минский актер Александр Круковский, участвующий в проектах театра. Постановщика сложный музыкальный язык оперетты и ее эклектичность только вдохновляют:
— В музыке Исаака Дунаевского музыкальное ухо может услышать цитаты из “Хованщины” Мусоргского и “Демона” Рубинштейна, “Баядеры” и “Сильвы” Имре Кальмана, русских народных песен и романсов. Это настоящий калейдоскоп. И это было сделано очень талантливым человеком специально — для создания мощного пародийного эффекта. Он хорошо знал уже устоявшуюся традиционную оперетту — произведения Жака Оффенбаха и Имре Кальмана. Когда “Женихи” только появились, это был такой взрыв! Это просто перевернуло сознание зрителей, потому что это был новый взгляд на природу оперетты. Молодой Исаак Дунаевский просто уникален! Жаль, что творчество этого композитора сегодня несколько подзабыто. Для своего времени он был новатором, непревзойденным мастером музыкального синтеза. Позже его талант так ярко проявился в песнях.
Кое-что мы изменили, ушла, может быть, прежняя злободневность. Не все нюансы и реалии жизни периода НЭПа были бы понятны. Мы видели спектакль в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, и, как мне показалось, нэпмановская тематика не воспринималась всем залом.
Мы изменили некоторые фамилии, назначили двух наших очень красивых и талантливых актрис на главную роль вдовы Марианны Кукуевой. Все привыкли, что вдовы на сцене несколько полноваты и глуповаты, а у нас будет настоящая красотка.
— Но какие-то параллели между 1927 и 2017 годом вы находите?
— Безусловно. Авторы высмеивали зацикленность героев на материальной составляющей, мещанскую обывательскую психологию... Это никуда не исчезло из нашей жизни и сегодня. Наоборот, мне кажется, сейчас мы больше говорим о деньгах, прибыли, налогах, бизнесе... Забывая о тех, кто находится рядом с нами.
Хотел бы еще обратить внимание на роль хореографии в нашем спектакле — ее ставит удивительный хореограф-постановщик Наталья Москвичева, главный балетмейстер Свердловского государственного академического музыкального театра. Как всегда у Натальи Анатольевны, мы увидим выразительные эмоции и яркий пластический рисунок. Это не та хореография, к которой мы все привыкли в оперетте. Она немного гротескная, ироничная и полностью укладывается в мою режиссерскую концепцию. Например, в начале первого действия вы увидите нашу актрису Маргариту Александрович, танцующую на четырех бильярдных киях. Видели вы где-нибудь подобное?
Одну из ролей в спектакле исполнит заслуженный артист Беларуси Василий Сердюков. Его героя — богатого трактирщика Кукуева — по недоразумению хоронят раньше времени и кладут в гроб. Но Кукуев оживает, чтобы воздать по заслугам всем своим обидчикам.
— Материал интересный и роль хорошая, — считает Василий Сердюков. — По крайней мере, я раньше не играл ничего подобного. Такой острый гротеск, и его надо оправдать, наполнить своим человеческим существованием. Моя актерская задача точно выполнять то, что требует от меня режиссер. Пусть это не получится сразу, но я должен двигаться вслед за ним в выбранном направлении.
Спектакль в Музыкальном театре действительно получается необычным. Судя по увиденным фрагментам, это смесь сатиры, мюзикла, бытовой комедии и мелодрамы. Эффектную сценографию предложил художник-постановщик Андрей Меренков. Она приближает все происходящее к современности, но вместе с тем в ней остается и необходимая доля условности. Костюмы художника Марии Герасимович разнообразны и пестры, как и подобает сатирической комедии. Во втором действии сценическая свадьба увлечет за собой зрителя в круговорот непредсказуемых страстей: появятся настоящие цыгане, официанты пустятся в пляс вместе с подносами. Эксцентрика и эмоции будут зашкаливать, но все, как и подобает оперетте, закончится хорошо.
СЮЖЕТ
Провинциальный городок во времена НЭПа. Умирает трактирщик, оставив молодую вдову, к которой, не дожидаясь похорон, один за другим являются женихи самого разного калибра, объясняясь в безумной любви. На самом деле интерес женихов обращен к наследству. В разгар соперничества совершенно неожиданно появляется муж. Он проснулся от летаргического сна уже в церкви и преспокойно вернулся к супруге.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
“Женихи” — вторая оперетта Исаака Осиповича Дунаевского. Он написал ее в 27 лет, не будучи еще широко известным композитором-песенником. В годы НЭПа главной областью интересов молодого композитора является театр. Сам Дунаевский вспоминал: “Там я выработал конкретность музыкального языка, умение сценически мыслить в музыке”. Работа над опереттой шла в 1926 году. В это время Московский театр оперетты еще оставался частным, терпя постоянную критику: театр обвиняли в пристрастии к “венщине”, то есть к опереттам Имре Кальмана и Франца Легара. “Женихи” принесли Дунаевскому успех. Сочинялись они для Московского театра сатиры, однако наличие музыки и пения испугало постановщиков и они предложили материал Театру оперетты. Композитор дописал еще несколько номеров, и в 1927 году состоялась премьера. Веселый остроумный спектакль понравился зрителям, ознаменовав собой появление первой успешной советской оперетты.
Пресса о спектакле “Женихи” в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии:
“Красивая “картинка”, забавные персонажи, отличная музыка, прекрасное исполнение (один из номеров позволяет лицезреть на сцене великолепную Зою Виноградову), море позитивного юмора...”
Омецинская Е.
Женихи как признак женской свободы
// Невское время. 2014. 2 июля.
“Женихи” — это не просто смешно, это умопомрачительно смешно. Так было, по свидетельству выдающегося артиста оперетты Григория Ярона (“спектакль шел под гомерический хохот”), на премьерных показах Московского театра оперетты в 1927 году, и почти то же произошло в Северной столице без малого 90 лет спустя”.
Рухля С.
Ударить свадьбой по экспроприации
// Музыкальный журнал. 2014. № 5