В январе — июле текущего года внешнеторговый оборот товаров и услуг Беларуси увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 4,6 процента — до 56,2 млрд долларов в эквиваленте. Такие данные опубликованы на сайте Национального банка. Львиную долю в экспортном портфеле занимает белорусское продовольствие. Например, в натуральном выражении около одной трети произведенной организациями концерна «Белгоспищепром» продукции поставляется на внешние рынки. Основные драйверы — сахарная, кондитерская, масложировая и солевая отрасли. Кто основной потребитель белорусской продукции, какие предприятия претендуют на получение Государственного знака качества и какие подарки готовит отрасль к новогодним праздникам, спросили у заместителя председателя концерна «Белгоспищепром» Александра Яковчица.
Работа на результат
— Александр Владимирович, предлагаю начать наш разговор с традиционного вопроса о том, как сегодня работают предприятия концерна «Белгоспищепром» и насколько они загружены?
— Организации концерна «Белгоспищепром» в истекшем периоде этого года обеспечивают ритмичную работу, выполняя плановые показатели развития, обеспечив максимальную загрузку производственных мощностей. Благодаря динамичному развитию международного торгового партнерства в целом по концерну на 20 процентов обеспечен рост экспортных отгрузок. При этом сохранена финансовая стабильность.
— А кто сегодня основной покупатель белорусской продукции и какой экспортной стратегии придерживается концерн?
— Вместе с увеличением отгрузки на традиционные для нас экспортные рынки концерн придерживается и активно развивает стратегию диверсификации экспортных рисков, а соответственно, и рынков сбыта,поскольку политическая обстановка в мире достаточно напряженная и на данный момент предпосылки для ее стабилизации просматриваются достаточно неопределенно. Преимущества данной стратегии заключаются также в вариативности логистических маршрутов и их стоимости, расширения номенклатуры экспортируемых товаров.
И также следует упомянуть очевидный, однако вместе с тем не менее эффективный способ поиска новых рынков сбыта — участие в международных выставках.
Белорусское — значит, качественное
— В этом году многие производители претендуют на получение Государственного знака качества. Как вы оцениваете шансы предприятий концерна?
— В этом году 26 подведомственных организаций претендуют на присвоение Государственного знака качества. Концерном проделана значительная работа по оценке заявленной продукции по показателю технологичности. Из 93 рассмотренных наименований продукции лишь два были признаны несоответствующими по показателю технологичности. Уверен, заявленная продукция является достойной победы и ее шансы на получение высшей награды в области качества довольно высоки.
— Какие новинки появились в последнее время, особенно для приверженцев ЗОЖ?
— ЗОЖ — это растущий тренд, и наши предприятия это учитывают. Начнем с СОАО «Коммунарка». Фабрика выпустила новую продукцию. Это неглазированная конфета с добавлением молочных продуктов, какао-продуктов и тертого арахиса без сахара. Она содержит 22 процента протеина, а сладость в конфете достигается за счет натурального подсластителя — мальтита. «Кондитерская фабрика «Слодыч» проводит активную модернизацию производственных мощностей в своих филиалах. На производственном участке в Ивенце в октябре текущего года начнется производство мягкой карамели — по аналогии с известными конфетами. А на производственном участке в Молодечно уже выпускаются вафельные трубочки с начинкой, начато производство вафель с начинкой в упаковке фэмилипак. Специалисты предприятия «Красный пищевик» выпустили халву подсолнечную мятную и халву подсолнечную со вкусом тоффи-карамели. Кроме того, порадовали потребителей сладостями лимитированной серии зефира. В 2024-м предприятием «Красный пищевик — Славгород» освоен выпуск двухслойного мармелада, изготавливаемого из двух разных масс различных вкусов и цветов, а также оригинальной формы.
Как по маслу
— В последнее время белорусы стали чаще отдавать предпочтение рапсовому маслу. Как сегодня обстоят дела с его производством и в чем его польза?
— Потенциалом для развития масложировой отрасли Республики Беларусь является увеличение объемов выращивания рапса. О том, что данное направление деятельности перспективно в первую очередь из-за его прибыльности, свидетельствует возрастающий с каждым годом интерес хозяйств республики к данной культуре: за истекшие четыре года валовой сбор рапса увеличился почти в два раза — с 456,3 тысячи тонн в 2020-м до 899 тысяч тонн в 2023-м.
В республике производство растительного масла осуществляют около 90 организаций различной формы собственности. Более 65 процентов мощностей сосредоточено на четырех предприятиях, имеющих технологию переработки «форпрессование — экстракция». Оставшиеся — это производственные мощности, которые сосредоточены на предприятиях различной формы собственности с переработкой масличных культур прессовым способом.
В год в республике производится примерно 540 тысяч тонн рапсового масла. Объемы его выпуска предприятиями концерна составляют примерно 12 процентов от общего объема.
Рапсовое масло становится все более популярным среди белорусов, однако пока в объеме потребления в стране пищевых растительных масел рапсовое имеет относительно небольшой удельный вес.
Все оттенки белого
— Сколько сахара будет заготовлено в этом сезоне? И главный вопрос — хватит ли его всем?— Надо отметить, что в прошлом году зафиксирован исторический урожай сахарной свеклы. Предприятиями сахарной отрасли совместно со свеклосеющими хозяйствами приняты все меры по получению достойного урожая и в 2024-м: проведено авансирование свеклосеющих хозяйств, выданы семена сахарной свеклы, минеральные удобрения, средства защиты. Также в этом году сложились благоприятные погодные условия для сахарной свеклы, планируется собрать не менее 5,2 млн тонн корнеплодов.
Из урожая получим более 650 тысяч тонн сахара. Надо отметить, что ежегодное потребление внутреннего рынка не превышает 380 тысяч тонн. Так что с уверенностью можно сказать, что потребность внутреннего рынка республики в сахаре будет обеспечена в полном объеме.
— Несколько лет назад было принято ряд решений по поддержке сахарной отрасли. При этом актуальным остается ценовой вопрос. За счет чего цену можно снизить и как решается вопрос с сырьевыми зонами?
— Да, действительно благодаря принятым Правительством несколько лет назад решениям была стабилизирована ситуация в сахарной отрасли. Решением Правительства определены объемы производства сахарной свеклы и закреплены сырьевые зоны по ее выращиванию (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2022 г. № 817 «Об установлении сырьевых зон») в объеме 101,69 тыс. га для обеспечения загрузки сахарных комбинатов. Но на сегодняшний день тезис, что цена продажи белорусского сахара не перекрывает его себестоимость, в корне неверен. Сахарная отрасль работает эффективно и прибыльно и является флагманом пищевой промышленности.
Организациями сахарной отрасли ежегодно разрабатываются мероприятия по снижению издержек, в прошлом году их было реализовано в суммовом выражении практически в два раза больше, чем предусмотрено, в том числе удельный вес выполненных мероприятий, направленных на снижение материальных затрат, составил более 83 процентов. В 2024-м также ожидается перевыполнение плана мероприятий по снижению издержек. Кроме того, все организации отрасли уплачивают дивиденды государству и являются плательщиками в фонд национального развития.
В этом году сложились благоприятные погодные условия для сахарной свеклы. Из урожая планируется получить более 650 тысяч тонн сахара. Ежегодное потребление внутреннего рынка не превышает 380 тысяч тонн
Приятные хлопоты
— Уже скоро кондитерские предприятия концерна активизируют работу по выпуску новогодних наборов. Сколько подарков намерены изготовить и реализовать в нынешнем году? Будут ли какие-то особенные наборы?
— Время движется стремительно, поэтому скоро наступит пора волшебства и подарков. Грядущий 2025-й будет годом Зеленой Деревянной Змеи, и кондитерские предприятия концерна «Белгоспищепром» предлагают широкий ассортимент новогодних подарков.
Подготовка ежегодно стартует с февраля: сначала подводятся итоги 2023-го, а затем начинается интенсивная работа по выбору кроя для новогодних подарков (работа с дизайнерами и поставщиками упаковки, чтобы уже к лету полностью сформировать новогоднюю программу), определению их состава, идейной концепции каждого подарка и запуск в производство. Каждый год ассортимент подарков обновляется, нашим производителям сладкой продукции есть чем удивить потребителя.
Сам процесс комплектации подарков ответственный и трудоемкий. Он осуществляется вручную, поэтому начинается с сентября и длится до конца декабря. На этот период предприятия набирают дополнительный персонал в фасовочные цеха: это примерно 320—340 человек. Основной принцип комплектации новогодних подарков — разнообразие с точки зрения наполнения (шоколад, шоколадные конфеты, ирис, карамель и обязательно новые виды кондитерских изделий) и ценового диапазона.
В текущую новогоднюю программу запланирован выпуск свыше 2 млн 600 тысяч штук новогодних подарков.Кстати, в 2016 году объем выпуска новогодних подарков составлял 1 млн 600 тысяч штук, то есть увеличился на миллион штук.
Ежегодно новогодние подарки фасуют в баулы различной формы и размеров, предлагают потребителю более 80 наименований весом от 245 граммов до трех килограммов. Ассортимент подарков весьма разнообразен, на любой вкус и кошелек.
Помимо всевозможных картонных упаковок новогодних подарков, в 2024-м будут использованы упаковка с анимацией 3D, тематическая мягкая игрушка — символ 2025 года, большое разнообразие новогодних подарков в жестяной коробке, в текстильных мешках. Отличительной особенностью этого года является использование новых форм и конструкций, а также новые вложения в подарки — раскраски, игры.
В первую очередь новогодними подарками будет насыщен под полную потребность внутренний рынок Беларуси, куда планируется поставить свыше 2,5 млн штук баулов.
Кроме того, планируется реализация новогодних подарков на рынке ближнего и дальнего зарубежья.
Общими усилиями
— В этом году впервые был проведен эксперимент с привлечение блогеров по популяризации белорусской продукции «Зробім разам». Насколько он был удачным?— Да, действительно, 11 апреля 2024-го стартовал проект «Зробiм разам». Это первая в Беларуси подобная инициатива республиканского масштаба, цель которой — стать ближе и понятнее каждому белорусу. Совместными усилиями 14 предприятий-производителей потребительских товаров и 11 блогеров активно занимались продвижением отечественной продукции в интернете на протяжении почти двух месяцев. Блогеры снимали и выкладывали уникальный контент в социальных сетях. Итогом стало свыше 3,5 миллиона просмотров уникального контента, в том числе и на собственных аккаунтах проекта в Instagram, TikTok, Telegram, YouTube.
Хочется отметить, что участие в данной инициативе было ценным и полезным для обеих сторон — как блогеров, так и организаторов. Для всех нас «Зробiм разам» — это выход на новый качественный уровень работы с целевой аудиторией. В рамках проекта мы постарались внедрить на предприятия такой подход к работе, при котором главным является потребитель, его вкусы, желания, предпочтения. И теперь совместно будем применять накопленные знания на практике.
Примером того, как интернет-коммуникация влияет на продажи продукции, является сухая смесь для драников. Продукт был поставлен на производство и выведен на рынок в 2024 году. Потребители ничего не знали о том, как его готовить и употреблять. При информационной поддержке блогеров в мае продажи превысили 100 тонн. Спрос вырос, и это отличный результат.
Сегодня мы можем говорить о том, что задумку проекта «Зробiм разам» сделать качественную продукцию отечественных производителей ближе и понятнее каждому белорусу, — действительно удалось воплотить в реальность.
sichevich@sb.by