Александр Бриль.
— Символично, что удача улыбнулась мне в Год исторической памяти. Вся моя семья увлекается историей. Свою находку времен Великого Княжества Литовского передал в полоцкий музей. Многие спрашивают, не жалею ли я. Ничуть! Уверен, такие раритеты необходимо выводить в люди — чтобы видели, знали, помнили.
2023‑й объявлен Президентом Годом мира и созидания. Семья Бриль считает: обществу дан позитивный импульс к добрым начинаниям. На семейном совете уже решили поддержать инициативу добрым делом — подарить Полоцку коллекцию якорей, поднятых Александром и его братом Павлом совместно с ГРОЧС с песчаного дна Двины.
Прикоснуться к истории
Находка, датируемая рубежом XV—XVI веков, ждет разгадки в отделе фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Там и встречаемся с Александром Брилем. Он вспоминает улыбку удачи:— Давно занимаюсь подводной охотой. Среди ценных трофеев не только сомы и щуки, но и кое-что поинтереснее. Однажды поднял из Двины боевой топор времен Киевской Руси. А в августе 2022‑го нырял за рыбой, а километрах в двух от стен Софийского собора поймал меч, которому… 500 лет. Завидев часть клинка на глубине трех метров, глазам не поверил. Думал, может быть, палаш... Вынырнул, отдышался — и снова в воду. Вытащив меч на берег, не спешил хлопать в ладоши: глядя на его состояние, даже предполагал — новодел.
Александр показал меч коллегам, отцу, кстати, известному в Витебской области коллекционеру, брату Павлу. С последним он разделяет не только страсть к истории и рыбалке, но и кабину служебного транспорта.
В отделе фондов Александр бережно демонстрирует раритет. При этом на его руках — белые перчатки. Мы словно на балу, смеется полочанин:
— Но таковы правила, находка времен Великого Княжества Литовского требует особого отношения.
Об уникальности колюще-режущего меча, успевшего пройти реставрацию, говорим с главным хранителем фондов музея-заповедника Инной Песиной. Аналогов брилевской находке в Беларуси пока нет, говорит Инна Ефимовна:
— Весит меч 1 килограмм 380 граммов, в длину — 1287 миллиметров. Выкованный из высокопрочной булатной стали, железа, он имеет редчайшее навершие, инкрустирование из латуни, а также уникальное клеймо, которое нам еще предстоит «прочесть».Находку с интересом изучают не только белорусские ученые. К примеру, сотрудник одного из музеев Москвы помог полочанам с подробной фотофиксацией артефакта, его точными замерами. Следующий важный шаг — сравнительный анализ, поиск схожего оружия. Одна из версий, что меч изготовлен в Западной Европе. Так ли это? И как вообще артефакт, зарубки на котором говорят, что он не лежал без дела, оказался в Двине? Ответы можно будет дать только после серьезной научной работы.
Есть и хорошая новость. Редкий средневековый меч можно будет увидеть в одном из музеев. Возможно, в археологическом, который планируют открыть в Полоцке в 2025 году.
Музей — как судьба
Подводным плаванием, как и коллекционированием, сыновей увлек отец Дмитрий Бриль. Сторож по профессии, он всю жизнь посвятил истории. Находил, собирал по друзьям и знакомым, бывало, на последние деньги приобретал с аукционов раритеты, которые теперь можно увидеть в полоцком агрогородке Матюши. Более трех тысяч экспонатов, многим из которых по-белому позавидуют музеи Беларуси и не только, разместились в базовой школе имени Павла Куприянова.Дмитрий Бриль.
Опытный коллекционер Дмитрий Бриль шутит:
— Все, что видите в Матюшах, должно там и остаться. А если серьезно, мне не раз предлагали перенести коллекцию в Полоцк и другие места. Мол, так она привлечет больше внимания. На это у меня свои железные, бронзовые, каменные (обводит собрание руками) аргументы: этот музей — точка притяжения нашего агрогородка и моя судьба.
Несмотря на отдаленность от города, посетителей хватает. На экскурсию привозят школьников со всего района, бывают и зарубежные визиты. Например, редкости успели оценить гости из Японии. Не так давно Дмитрий Бриль побывал на международной конференции «Судьба солдата» и с удивлением узнал: про их школьный музей в курсе и в Москве.
Посмотреть есть на что. Два зала, один из которых в основном посвящен военной тематике, а второй — этнографии, будто сокровищница. Вот пальстабы, или бронзовые топоры, выкованные более двух тысяч лет до нашей эры. Рядом — кремневые ружья войны 1812 года, гусарская сабля, а на видном месте — номер газеты «Советская Белоруссия» за 9 мая 1945 года. На передовице самая долгожданная для всех новость — о Победе!
Сельчанин со школы начал собирать монеты, старинные бумажные деньги — боны, разные значки... Позже взял паузу, вернувшись к хобби после 1990‑х. Однажды вместе с сыновьями отправился на заброшенный хутор за яблоками, а там, считай, на поверхности разглядел прострелянную немецкую фляжку, гильзу… И словно лампочка загорелась — решил, что он снова в деле.
Супруга Нина Бриль тоже в теме. Учитель математики и физики, а по совместительству руководитель музея, она горит этнографией, может без конца говорить про каждый артефакт. Пожалуй, ближе всех к сердцу старинный сундук с рукоделием, делится Нина Владимировна:
Нина Бриль.
— Кажется, работы еще хранят тепло рук наших прабабушек. Правда, красота? Этой вышивке с белорусским народным танцем «Крыжачок» полвека, не меньше!
Какая находка самая редкая? Дмитрий Бриль философски замечает: та, которая еще впереди. Коллекционер доволен — ему есть кому передать свое дело:
— В Беларуси завершился очень нужный и важный для всей нации Год исторической памяти. Он обратил внимание белорусов к своим истокам, своим предкам и создал прочный фундамент для новых свершений в 2023‑м.naumova@sb.by