Сад мечты
В деревне Цвирки, что недалеко от райцентра, радует глаз путешественников роскошный сад — детище почти десятилетнего труда фермера Владимира Щекало. Проехать мимо невозможно.Руководитель ООО «Мой Сад» — человек непубличный. До того как душа потянулась к садоводству, 17 лет занимался бизнесом, связанным с грузоперевозками. Признается, что идея поменять дело и заняться чем-то новым осенила в ожидании рождения сына:
— Кто-то садит дерево, а я решил заложить сад на радость себе, семье и людям, — рассказывает Владимир Александрович. — Первую яблоню посадили 12 апреля 2012-го. А в 2014-м уже собирали урожай. И каждый год с плюсом. Яблоневые ряды сейчас занимают 45 гектаров, а еще 35 — кусты черной смородины. В хозяйстве есть современное хранилище на 2 тысячи тонн, сортировочная линия. Также мы высадили 2,5 тысячи берез, из которых будем получать сок.
Фермер показывает нам видеоролик, на котором снят его сад с высоты птичьего полета. Зрелище завораживающее. Смотришь — и представляешь будущий урожай белорусского наливного яблока, которым отблагодарит земля человека, создавшего это великолепие.
Щекало выращивает 12 сортов яблок на любой вкус. Вся продукция экспортная. В России ее ценят. Все те сорта с заморской пропиской, которыми изобилуют торговые сети, удачно можно выращивать и у нас, уверяет Владимир. Но о сотрудничестве с белорусскими ретейлерами на обоюдовыгодных условиях фермер отзывается скептически. В данном направлении, считает, непочатый край работы. При этом отмечает существенную поддержку сельхозпроизводителей в виде преференций от государства, предусмотренных Указом № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», а также Декретом № 6, стимулирующим деловую инициативу, в том числе в сельской местности. Сам же Владимир привык больше рассчитывать на собственные силы. Не в его характере сетовать на трудности.
Современный сад европейского уровня отличается от того, который садили наши предки. Требует серьезных финансовых вложений для технологического сопровождения и грамотных специалистов.
В штате хозяйства 13 человек:
— Без них такого сада не было бы, — уверен фермер. — Недавно со мной стал работать молодой, но перспективный и увлеченный профессией агроном Андрей Барановский. В идеальном состоянии поддерживают территорию трактористы Юрий Будник, Иван Душевский, механик Александр Привалов, водитель Александр Макась. Каждый заслуживает самых теплых слов. На сезонные работы по уборке урожая активно отзывается и молодежь, и пенсионеры.
Перспективу Владимир Щекало видит в организации замкнутого цикла производства с переработкой, что называется, от поля до прилавка. Только без инвесторской поддержки осуществить это трудно. Но хочется верить, что дело, в которое вложена душа, найдет продолжение и развитие.
Наследники Сымона
Столбцовская земля подарила миру немало талантов, в том числе самородков из народа. Таких как герой хрестоматийной поэмы «Сымон-музыка», который мог музыкой пробуждать в людях самые светлые чувства. В районе даже проводится одноименный фестиваль. Его идейным вдохновителем, как и многих других творческих форумов, стали талантливые педагоги Столбцовской детской школы искусств.Руководитель народного ансамбля «Круглица» Столбцовской ДШИ Сергей Лубченок родился в Витебской области, а в Столбцы попал девять лет назад по распределению. И такой поворот стал для молодого музыканта счастливым билетом.
— В музыкальной школе учился играть на флейте, затем окончил Новополоцкий государственный музыкальный колледж, продолжил образование в университете культуры и искусства по классу духовых народных инструментов, — рассказывает о своем пути Сергей. — Когда приехал сюда, долгосрочных планов не строил, хотя богатые музыкальные традиции подкупили сразу, как и располагающая к раскрытию потенциала атмосфера в коллективе. Но главным стимулом строить карьеру в Столбцах стало создание семьи, поскольку вторую половинку встретил здесь же. Елена тоже музыкант. Кроме того, когда-то окончила эту школу.
Жизнь педагогов, а также их воспитанников наполнена не только бесконечными занятиями и репетициями, но и яркими праздниками.
«Круглица» — желанный гость на концертах самого разного масштаба. Пандемия, конечно, внесла коррективы и ограничения в жизнь коллектива. Но музыканты не отчаиваются, участвуют в онлайн-конкурсах, готовятся с размахом отметить осенью 55-летие ансамбля.Они знают, чем будут радовать искушенного зрителя:
— Фольклорные мотивы, как и народные инструменты, вне времени, — уверен Сергей Лубченок. — Но все же мы не ограничиваемся определенными рамками. Экспериментируем с разными жанрами, стилями, направлениями. В этом наша фишка. Вот и к юбилею своему обязательно удивим.
Имя Якуба Коласа прочно связано со Столбцовским районом. В следующем году оригинальный памятник Песняру должен появиться в райцентре. В 2022-м здесь будет праздноваться 140-летие со дня рождения поэта. А еще Столбцы станут местом проведения областного праздника «Дажынкi-2022», к этому событию местные жители уже начали готовиться.
Забота Малиновского
В Столбцовском районе много самобытных интересных деревень. О том, что в них живут неравнодушные к судьбе малой родины сельчане, говорят и ухоженные поля вокруг, и аккуратные колоритные сельские улочки с благоустроенными подворьями.В деревне Заречье проживает около 300 человек. Правая рука председателя Рубежевичского сельисполкома Павла Карницкого, а также главный инициатор местных инициатив здесь староста Виктор Малиновский.
Уважаемым в деревне статусом Виктор Константинович наделен не случайно. Уже за первый год работы оправдал доверие местной власти и земляков. Мы встретились у въезда в Заречье возле памятного знака, который представляет собой валун с гранитной плитой, где указана дата основания населенного пункта:
— Подарок решили приурочить ко дню деревни, который очень душевно отпраздновали в прошлом году, — рассказывает Виктор Константинович. — Я посадил пять туй. А рядом дети — аллею.
Помогая в наведении порядка, молодое поколение сельчан учится не только трудолюбию, но и ответственности за то место, где родились и выросли.Хоть в Заречье особых достопримечательностей нет, история деревни любопытная. Когда-то здесь была роскошная панская усадьба и спиртзавод. Сейчас населенный пункт — центр местного хозяйства.
— Люди у нас отзывчивые, трудолюбивые, — говорит Виктор Константинович. — Моя же задача — организовать толоку для полезных дел. На селе так всегда решали важные вопросы. Кто, если не мы? Всем миром навели порядок на местном кладбище, которое зарастало кустарником, старые деревья могли наделать беды. А еще крест там установили.
Староста говорит, что сельские заботы ему не в тягость. Он сам местный, родился в соседней деревне. И эти края никогда не хотел покидать. После армии вернулся в колхоз и работал водителем. Сейчас занят в семейном бизнесе. Работает тоже водителем, только у сына-предпринимателя.
Малиновский никогда не жалеет личного транспорта и времени для благоустройства родной деревни. Одна из актуальных проблем Заречья — отсутствие пешеходной дорожки, что создает опасность для школьников. Староста уверен, что и она решится.
Старания Малиновского не остались без внимания. В этом году он вошел в число победителей смотра-конкурса среди органов местного общественного управления как один из лучших старост района.Такая оценка, как и благодарность людей, признается, греет, но гораздо приятнее видеть родную деревню цветущей. За такую и перед гостями не стыдно.
Полвека в поле
Трудно сосчитать, сколько рассветов и закатов встретил в кабине трактора один из самых опытных механизаторов района Казимир Домбровский. В свои 67 со стальным конем прощаться не торопится. Подтянутый, загорелый, всегда с открытой улыбкой. И любая техника в его умелых руках работает без сбоев, как швейцарские часы. Работа на свежем воздухе, хоть она и в напряженном ритме, помогает трудолюбивому сельчанину поддерживать жизненные силы в тонусе. Сейчас задействован на кормозаготовке. Первый укос в хозяйстве в самом разгаре, поэтому домашние заботы и отдых сейчас на втором плане.Другой жизни, признается Казимир Станиславович, никогда не представлял:
— Для нас, сельских мальчишек, не было ничего интереснее, чем пробежаться вслед за гусеничным трактором, а потом долго рассматривать шашечки от следа на гравийке. И каждый из нас представлял себя за рулем. Моя мама и отчим, отца не помню, всю жизнь работали на земле. Я пришел в хозяйство сразу после школы. Город меня никогда не манил. А уже через год отправили учиться на курсы трактористов. Это был 1972-й.
В копилке сельчанина немало наград, в том числе и медаль «За трудовые заслуги». А земляки ценят его прежде всего за золотой характер:
— Я никогда никому не отказывал в совете, помощи. А сейчас и сам, бывает, прошу молодежь подсобить. Время не стоит на месте. И деревня не та. Работы стало больше, людей — меньше. Но и техника ведь другая. А сельчане отошли от традиционного уклада, потому что качество жизни иное — все можно купить. И заработать можно, если поставить цель.
Казимир Станиславович состоялся не только в профессии, он еще счастливый семьянин. Вырастил сына и двух дочерей, которые хоть и покинули родительское гнездо, не забывают малую родину.
Зимой, когда работы в хозяйстве становится меньше, любит Домбровский погонять в лесу зайчиков. Отправляется на охоту не ради трофеев, а для души. Места, вдохновившие некогда Коласа на «Новую зямлю», также духовно насыщают и людей, беззаветно преданных «роднаму куту».
Лучший антидепрессант
Столбцовский район не зря считают медовым краем. Бортничество здесь издревле считалось почетным ремеслом. О производстве полезного продукта не забывают и сегодня. Более 40 лет назад разводить пчел стали в Столбцовском лесхозе, а в 2017-м лесоводы даже открыли музей меда. Среди работников предприятия за это время сформировались целые династии.Один из самых опытных пчеловодов района — Василий Паращук, который в Клетищенском лесничестве присматривает за пасекой вместе с женой Еленой.
Супруги более 30 лет живут на окраине пущи. Сами же в шутку называют свою вотчину концом географии. Но, пожалуй, такому обстоятельству можно только по-доброму позавидовать. Самая что ни на есть глубинка, затерявшаяся в извилистых лесных дорогах необыкновенной, почти не тронутой цивилизацией Налибокской пущи, — рай для влюбленных в природу.Василий Иванович азы пчеловодства освоил еще в детстве, всем премудростям научил дедушка. Уже работая в лесничестве, получил профильное образование в Смиловичском техникуме. У Елены, которая прекрасно ориентируется в лесу, в роду тоже были пчеловоды. Но ее к такому выбору подтолкнула сама судьба:
— В деревне, тем более отдаленной, вариантов трудоустройства не так уж и много, — объясняет она. — Вот и решила стать помощницей мужа. У нас в деревне было много пчеловодов. Профессия пришлась по душе. Моя пасека находится в лесу, километрах в пяти от лесничества. Пчел никогда не боялась. Другое дело — медведь. В прошлом году топтыгин, судя по следам, весьма внушительных размеров, повадился хозяйничать на моей пасеке. Меры приняли, чтобы спасти от его набегов пчел, но приходится быть более острожной.
Елена Эдуардовна говорит, что лес для нее нечто гораздо большее, чем просто место работы. Он еще, как и ложка свежего меда, незаменимый антидепрессант:
— Когда муторно на душе, иду в пущу, и все как-то начинает видеться в другом ключе, тревоги рассеиваются. Природа успокаивает, дает силы. Знаю все ягодные и грибные места в округе.
У Паращуков и свое немалое пчелиное хозяйство, поэтому мед на столе — главное угощение. Он у них действительно особенный, ведь собран с любовью. И мы в этом убедились.
zakharov@sb.by