Ветеран-«афганец» из Полоцка вспоминает самые яркие моменты службы

Приняли огонь на себя

Виктор Степанов из Полоцка в критический для однополчан момент спас многим жизнь, за что награжден орденом «За личное мужество»

12 декабря 1979 года было принято решение ввести в Афганистан советские войска для «оказания помощи дружественному афганскому народу». Первоначально участие их в военных действиях с оппозицией не предусматривалось, как никто и подумать не мог, что они растянутся на долгие годы. Уроженец деревни Ровное Шумилинского района Виктор Степанов в юности не предполагал, что почти два года своей жизни он проведет в Афганистане, станет кавалером ордена «За личное мужество».


Первая профессия Виктора — монтажник-строитель, работал в Молодечно, позже поступил в Алма-Атинское высшее командное училище. Почему так далеко? Шутя или всерьез отвечает, что выбрал первое учебное заведение в списке. В то время расстояния в пределах страны не пугали. Майор пограничных войск в отставке уже в молодые годы осознал свое призвание — защищать Родину.

— Учился неплохо. А конкурс при поступлении — 20 человек на место, четыре тысячи абитуриентов. Для успешного поступления важны были не только оценки и физподготовка, но и склад характера, — вспоминает Виктор Владимирович.

Спустя четыре года Виктор уехал заместителем начальника погранзаставы Восточного округа «Алексеевка» Курчумского погранотряда, которая находилась на стыке границ Казахстана, России и Монголии. В 24 года стал начальником заставы. Женился. К моменту отъезда в Афганистан был отцом двоих детей.

— В 1983 году был в командировке в Борисове. Звонок от нашего кадровика: «Нужно ехать в Афганистан начальником погранзаставы». По сути же я стал начальником штаба мотоманевренной группы, — вспоминает ветеран.

Первое впечатление — от посадки. Пока вертолет садился, бойцы, которые ждали на земле, заняли вокруг площадки круговую оборону с расчехленным оружием и в касках. В тот же вечер — первый обстрел лагеря. Трассирующие пули над головой, но достать не могут. Позже был эпизод, когда пришлось отстреливаться от противника в ущелье — тот целился сверху.

— За два года на базе в общей сложности я провел не больше 4—5 месяцев, —комментирует свои боевые задачи ветеран. — Остальное время оказывали помощь царандой (по-нашему — милиция) в Демократической Республике Афганистан.

Вместе рассматриваем карту: зона ответственности пограничников находилась примерно между городами Герат и Андхой, это около 80—100 километров.

— Оказывали не только военную помощь, также раздавали муку и другие продукты, книги и учебники, — перечисляет Виктор Владимирович. — Популярными были у местных жителей обыкновенные галоши с байковой подкладкой.

Редкие дожди бывали в этой стране только зимой, а с конца января по декабрь — абсолютно чистое небо. Днем экстремальная жара под 40 градусов, ночью — пронизывающий холод до -25.

Расспрашиваю ветерана о полученном им ордене.

— 9 мая 1985 года проводилась операция по ликвидации бандформирования западнее реки Кушка на границе с Ираном, — указывает место действия собеседник. — В колонне техники я шел замыкающим. Одна из БМП подорвалась на мине. После этого сразу могли ударить по нам из гранатометов. В таких случаях бандиты ориентировались на столб пыли, который был виден с расстояния 3—4 километра.


Просто так бросить боевую машину было нельзя: пулемет и боеприпасы — добыча для душманов. Пока Виктор с товарищами разбирался с этим, колонна двинулась вперед. И вдруг он слышит по рации слова командира, который шел первым: «Подожди, нас сейчас будут жечь!»

Душманы пропустили около 100 человек и 10—15 БТР, а затем заблокировали в ущелье. Степанов бросился на выручку со своими людьми, занял удобную огневую позицию и начал стрелять. В это время основная колонна стала выбираться из ловушки. Постепенно отодвигался от линии огня и отряд Степанова: две боевые машины стреляют, две отходят. Как потом оказалось, их группа приняла основной огонь на себя, выручив из беды остальных. Потери в тот памятный День Победы составили… одно колесо БТР.

Еще один незабываемый момент произошел, когда боевая машина пехоты с начальником штаба подорвалась на мине.

— Вижу: вокруг летят тумблеры, трубки, масло, как в замедленной съемке, — вспоминает этот день воин-афганец.


Спасло экипаж то, что мина находилась справа и основной удар приняла на себя техника. Виктора Степанова контузило, а его механик ослеп на левый глаз. До сих пор мой собеседник «предсказывает погоду»: при ее смене беспокоят сильные головные боли.

Мы рассматриваем фотографии афганского быта пограничников: купание в мелкой, но быстрой и холодной реке Кушке, приготовление ухи из сазанов.
— После Афганистана стал сентиментальным, могу расчувствоваться, особенно когда смотрю на детей и своих шестерых внуков, — делится рассказчик. — Потерял там семь человек, мой друг умирал у меня на руках…
В 1992 году семья Степановых уже с тремя детьми приехала в Полоцк, здесь получили свое жилье. Выйдя на пенсию, Виктор Владимирович работал во вневедомственной охране, а затем мастером в ЖКХ.

— Для меня Афганистан, несмотря на трагизм, запомнился тем, что на войне нет фальши, видишь, на что человек способен, — подытожил беседу 72-летний ветеран. — Главное, что я скажу, видя сегодняшние события: мы там были не зря! Офицеры получили боевой опыт. Нам дали приказ — мы его выполнили. Своей службой мы гордились!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter