Смысл ее вот в чем. Стоит уронить лишь одну из поставленных в цепь доминошек, как все костяшки упадут одна за другой, сколько бы их ни было! Главное, чтоб костяшки находились в одной системе. По сути, это концепция внезапной катастрофы, которую никто не ожидал и которая последовала всего лишь от одного легкого щелчка… Мелочь бьет мощь!
Кто же эти костяшки? Да кто угодно! Или что угодно. Люди, политические партии, страны, международные объединения… Принцип домино не спрашивает паспортов, не интересуется логикой и идеологией, не заметны ему и границы, ему нужна лишь цепная реакция. И импульс. Спусковой щелчок.
Все зависит от того, кто его нанесет. И когда нанесет – чаще всего без собственного желания. И даже наоборот – против своего желания.
Более широкому кругу лиц принцип домино известен по одноименному и шикарному политическому триллеру от Стэнли Крамера, вышедшему в 1977 году. Одна из последних работ мастера раскрывала суть американской государственности – принцип еще не падающих домино, но вышла она в свет на излете «разрядки» и «вьетнамского синдрома» и буквально накануне зарождающегося «рейганизма». А с помощью Рейгана и ему подобных «глубинное государство» как раз намеревалось преодолеть «вьетнамский синдром» и заткнуть рты всяким там стэнли крамерам. В общем, прокат картине «благополучно» провалили… Но фильм запомнился своей правдой. Как запомнился и Джин Хэкмен, сыгравший человека-доминошку, затянутого в смертельную игру… Слишком типичный для Америки герой!
Более узкому кругу лиц – политикам, экспертам, спецагентам – принцип домино известен с середины 1950-х. Именно тогда он стал официальной стратегией Вашингтона по отношению к социалистическому лагерю. Сначала в Лэнгли, а потом и в Белом доме уверили себя, что стоит вышибить всего одну страну, например, Венгрию в 1956 году, как тут же посыплется и весь соцлагерь. За это американское «убеждение» пришлось заплатить своими жизнями сотням тысяч человек в самых разных странах. Да и сейчас «расплата» все еще продолжается – в карабахском, украинском и других конфликтах…
Но справедливость есть на белом свете! Бумеранг соединился с домино и вернулся, наконец, туда, откуда вылетел более полувека назад – обратно в Штаты!
Сегодня действие принципа домино воочию может наблюдать бесконечное число лиц. То есть все мировое сообщество, причем с чувством глубокого удовлетворения, ибо справедливость восторжествовала!
Вы думаете, это Байден принял решение о выходе из предвыборной гонки? Нет, это произошло помимо его воли. Это внезапно сработал принцип домино. Это теледебаты показали его абсолютную неспособность соперничать с Трампом и запустили цепную реакцию. Оставалось одно средство – физически устранить Дональда. Для этого сделано было все необходимое и даже больше. Стрелку открыли свободный проход через кордоны полиции, выделили целую крышу – на, стреляй! Мы тебя не видим! Ты невидимка!
И он выстрелил очень-очень хорошо – снайпер. Но Трамп дернул головой – и тем спасся… Случайность! Все остальное вы видите сами. Костяшки Демпартии посыпались. Костяшки США посыпались. А за ними и костяшки всего Запада.
И сейчас такое начнется – вы еще удивитесь!А чего они хотели? Чтобы принцип домино их не касался?
Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук