С недавнего чемпионата мира по самбо сборная Беларуси привезла 12 наград. По меркам любого вида спорта — много. Для белорусских борцов — привычное дело. Долгое время награды в самбо в основном разыгрывали представители команд бывшего СССР, но теперь ситуация меняется. Самбо в полушаге от включения в олимпийскую программу. Это — кардинально другое отношение, внимание, финансирование и, как следствие, конкуренция. Первой возможностью оценить новую реальность станут II Европейские игры, которые в следующем году примет Минск.
По стечению обстоятельств тренировку, на которую мы напросились в гости, самбисты в «Стайках» проводили в зале штанги. Не самый привычный антураж, но ОФП можно проводить везде, да и отрабатывать скручивания и захваты можно и между помостами. По убеждению главного тренера Вячеслава Кота, на эффективность тренировочного процесса такие нюансы влияют едва ли. Куда больше проблем белорусскому самбо доставляют совсем другие факторы:
— Минувший чемпионат мира показал, что конкуренция в нашем виде спорта сильно выросла. Медали завоевали спортсмены из 24 стран со всех континентов! Такого еще никогда не было. Да, у нас 12 наград, но при этом добывать их становится все сложнее. Есть, например, такое понятие: неудобные соперники. Спортсмены, которых тот или иной борец никак не может научиться побеждать. Решить проблемы можно только моделированием ситуации на тренировках, а сделать это мы не можем. Просто не хватает спарринг-партнеров. Все лучшее в белорусском самбо, считай, в этом зале и собрано, а дальше Минска, к сожалению, начинаются проблемы.
Ребята на тренировке улыбаются и шутят, но при этом заметно, что многим из них упражнения даются непросто. Андрею Казусенку и Степану Попову — по 34 года. Юрию Рыбаку, недавно ставшему третьим в споре за абсолютный Кубок мира, в марте исполнится 40. Кот соглашается, чуть ли не треть белорусской сборной — ветераны, а рассчитывать на приток молодых сил не приходится:
— В самбо есть примеры, когда спортсмены выступали и до 44 лет, но возможности человеческого организма небезграничны. Физиологически Юра Рыбак в 29 и 39 лет — разные люди. Сегодня ему приходится серьезно пово-зиться с теми соперниками, которых раньше он просто разрывал в клочья. Мы держим уровень за счет централизации, но я хорошо помню пример хоккейного ЦСКА. На его базе формировалась, считай, вся сборная СССР, которая выигрывала Олимпиады и чемпионаты мира. Но этот же ЦСКА практически полностью убил хоккей в СССР. Сегодня что-то подобное происходит с самбо. Централизация влияет на ситуацию в регионах.
Насколько хватит запаса прочности — вопрос риторический. Тренеры разводят руками, рассказывают о намерении бороться до последнего и надеются на перемены. Их предвестником стало временное признание самбо со стороны Международного олимпийского комитета. Еще не Олимпиада, но серьезный шаг в этом направлении. Если международной федерации удастся пробиться на Игры, это напрямую скажется и на Беларуси.
Марина ЖАРСКАЯ — среди претенденток на награды в 2019-м.
— Мы уже много лет бьемся над тем, чтобы запустить программу развития самбо в регионах, но статус неолимпийского вида спорта не позволяет рассчитывать не то что на финансирование, но даже на выстраивание полноценной системы подготовки детей, которая нам нужна сейчас даже больше, чем деньги.
II Европейские игры самбисты ждут с особенными чувствами. Прямо тренеры об этом не говорят, но очевидно, что для самбо в Беларуси предстоящий в июне турнир вполне может стать поворотным. Вячеслав Кот объясняет:
— Перед нами поставили достаточно серьезный медальный план: 3 — 5 золотых наград. В 2012 году на чемпионате мира в Минске у нас собралась очень мощная команда. Да и помоложе ребята были. Но при этом золото удалось завоевать только Юре Рыбаку. Один лидер «упал» за четыре секунды до конца выигрышного поединка, второй — за две. На первых Европейских играх в восьми весовых категориях мы завоевали семь медалей, но это выступление даже для нас самих стало определенной неожиданностью. Во многих видах спорта гордятся тем, что соревнования во время Европейских игр станут для них аналогом чемпионата Европы, а в самбо статус Игр изначально выше. Существует квота, отбираются по восемь сильнейших спортсменов в каждой категории, по одному от страны. К тому же придется бороться дома. Все это накладывает дополнительную ответственность и на тренеров, и на спортсменов, но команда у нас достаточно опытная. Я стараюсь ограждать спортсменов от лишних вопросов, но сам прекрасно понимаю: если мы не отборемся как надо, будет беда. Но мы верим, что все получится.
komashko@sb.by