Александр Лукашенко:
— Когда-то я принимал решение по развитию здесь лесопиления, коневодства, очень много вы занимаетесь пчеловодством. Уже вырисовывается, что мы можем разводить животных в этой заповедной зоне (про 30 км пока не говорим). Здесь очень много вы производите лесозаготовок. Лес спелый, его надо вывозить. И слава богу, что мы, перерабатывая лес, получаем чистую продукцию. Приличное количество вы производите здесь меда, абсолютно чистого, никто грязный покупать же не будет.
26 апреля 2020 года, во время рабочей поездки в Наровлянский район.
— Когда-то я принимал решение по развитию здесь лесопиления, коневодства, очень много вы занимаетесь пчеловодством. Уже вырисовывается, что мы можем разводить животных в этой заповедной зоне (про 30 км пока не говорим). Здесь очень много вы производите лесозаготовок. Лес спелый, его надо вывозить. И слава богу, что мы, перерабатывая лес, получаем чистую продукцию. Приличное количество вы производите здесь меда, абсолютно чистого, никто грязный покупать же не будет.
26 апреля 2020 года, во время рабочей поездки в Наровлянский район.
Янтарный продукт для друзей
Больше десяти лет Сергей Вшивков из Поставского района держит пасеку. Под любимое хобби на даче, где он бывает весь теплый сезон, отведено 15 пчелиных домиков. Подполковник в отставке увлекся пчеловодством по наследству. Признается, это во многом изменило его мир, сузив или расширив (как посмотреть) восприятие до тонкого уровня цветка, пчелы, погоды на дворе.С одной стороны — золотисто-зеленая стена кукурузы, с другой — лес. Дом мечты, построенный Сергеем Вшивковым, стоит, считай, на хуторе. Маленький островок тишины и покоя вблизи агрогородка Хотилы. Вокруг забора вьется, благоухая на всю округу, шиповник, во дворе — белый клевер, тоже хороший медонос. Над всей этой умиротворяющей красотой размеренно жужжат пчелы.
— Вот этот синий улей с историей достался мне от дяди, — обращает внимание Сергей Борисович. — Остальные домики сделал своими руками.
Первый рой Вшивкову помог посадить пожилой сосед. С тех пор пчелиный квартал постоянно разрастался. Есть и настоящее жужжащее общежитие сразу на семь семей, улыбается мужчина:
— Леток расположен снаружи, внутри помещения пока храню разный инвентарь, но планирую использовать этот специальный домик для модной нынче процедуры — оздоровительного сна на ульях. Считается, пчелиные вибрации помогают избавиться от усталости, головных болей, нормализуют давление.
Сергей Вшивков домики для пчел делает своими руками, а еще планирует развивать такое направление, как оздоровительный сон на ульях.
Он держит привычных для наших краев пчел среднерусской породы. Много ли сил и забот это требует? Любая работа трудная, когда ее такой считаешь, рассуждает Сергей Борисович:
— Для меня наблюдать, ухаживать за пчелами в радость. Людям есть чему у них поучиться: трудолюбию, организованности, командному подходу. Конечно, без подводных камней не бывает. Про затраты на товары, инвентарь для пчеловодства молчу: банка лака, чтобы покрыть улей, дороже банки меда. При моем количестве домиков за сезон хорошо, если удастся пополнить бюджет в эквиваленте среднемесячной зарплаты.
По словам Сергея Вшивкова, остро стоит вопрос удачной зимовки, выживаемости пчел после холодов. Даже тот, кто держит пчел по 30–40 лет, по весне вдруг может недосчитаться полпасеки… Почему так происходит? На интернет-форумах называют разные версии: клещ, меняющийся климат и не только. Поставчанин считает:
— Здорово, если бы пчеловоды могли получать профессиональные советы-подсказки от специалистов ветеринарных служб. Мастер-классы помогли бы заинтересовать больше людей «сладкой работой».
Мед Сергей Вшивков реализует среди родных, друзей и знакомых. За столько лет сформировался свой круг клиентов, которые в качестве вкусного янтарного продукта с домашней пасеки полностью уверены. За природой родного района, в том числе полосатыми труженицами, Сергей Борисович наблюдает и через объектив. С детства увлекается фотографией. Его яркие снимки могли видеть и читатели на страницах газет издательского дома «Беларусь сегодня». Также поставчанин, хоть сам не очень-то любит это слово, — популярный блогер. За его историями в интернете следят больше 9 тысяч подписчиков.
Разнотравье вкусов
Попробовать и купить натуральный мед можно на ярмарках, которые проходят по всей стране. Выбор радует: от светло-желтого, полупрозрачного до насыщенного янтарного, темно-коричневого. За литровую банку лакомства из лугового разнотравья просят 15–17 рублей. В соцсетях небольшая коробочка ассорти из крем-меда с клюквой, арахисом и солью, мятой, фундуком и какао стоит 20 рублей. Контейнер меда в сотах отдают в среднем от 5 рублей. В магазинах также большой выбор лакомства, но не стоит вестись на рекламу экзотических сортов. Нередко под видом натурпродукта продают суррогат. Следует помнить, что в Беларуси почти нет монофлорного меда, например, исключительно липового или гречишного, так как пчелу не отправишь на конкретный луг. Весь продукт обычно полифлорный — собран с двух и более видов цветов. Килограмм меда в среднем обойдется от 15 до 20 рублей.Анастасия Хаврюк, председатель правления Республиканского общественного объединения «Белорусские пчеловоды», рассказывает, что нередко увлечение пчеловодством становится семейной традицией и передается из поколения в поколение:
— Сегодня многие молодые пары занимаются пчеловодством профессионально. Отрасль развита хорошо. Мы обмениваемся опытом с зарубежными коллегами, изучаем спецоборудование, расширяем ассортимент продукции. Пчеловодство модернизируется и развивается. Поделюсь личной историей. Вышла замуж за пчеловода, и мы переехали из Минска в деревню недалеко от Ракова. Открыла для себя новый мир. Сейчас у нас не только привычное янтарное лакомство, но и новые продукты: крем-мед, свечи из пчелиного воска, десерт с добавлением грецкого ореха, миндаля, фундука, кешью, тыквенных семечек.
Качественный мед — настоящая природная аптека. Но нередко вместо полезного натурального продукта предлагают фальсификат: смесь из сахара, патоки и других ингредиентов. Как не ошибиться с выбором? Анастасия Хаврюк советует обязательно пробовать мед и не вестись на маркетинговые уловки:
— Сейчас у многих есть семейный стоматолог, терапевт, почему бы не найти своего пчеловода? Советую напрямую покупать мед у профессионалов. Белорусский мед — качественный. Не нужно гоняться за привозными — хлопковым, аккураевым. Если разобраться в составе, то окажется, что это медовый продукт.
Выделить самый полезный мед нельзя. Эксперт советует прислушиваться к своему организму, он поможет определить, какое лакомство вкуснее, а значит, полезнее. Конечно, мед не панацея. Но если его употреблять ежедневно, у организма не будет шансов для появления многих недугов. Как уже говорилось, в Беларуси чаще всего встречается мед из разнотравья — лесного, лугового. Гречишного не так много, эта культура более капризный медонос. Есть рапсовый мед. Сейчас экспериментируют на юге страны: в Брестской, Гомельской областях собирают мед с подсолнечника. Встречается и акациевый.
Говоря о пользе пчеловодства, мы чаще всего имеем в виду ценность меда, но и другие продукты не следует затенять, рекомендует Анастасия Хаврюк:
— Также ценится перга, содержащая витамины, аминокислоты, ферменты, белковые и углеводные соединения. Она укрепляет иммунитет, дарит жизненную силу, энергию. Фармкомпании выпускают капсулы с пчелиной пыльцой. Популярны пчелиное маточное молочко и забрус.
Председатель общественного объединения акцентирует внимание, что в стране набирает популярность апитерапия — лечение различных заболеваний с применением пчел и продуктов пчеловодства. Есть хорошие перспективы для получения пыльцы, перги, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, воска.
По мнению Анастасии Хаврюк, для нашей страны, вкладывающей немалые средства в повышение продуктивности земель, пчеловодство является хорошим подспорьем. Но зачастую развитие в этом направлении тормозит недооценка экономической выгоды:
— Мед может стать прибыльным продуктом экспорта. Но для этого мы должны позаботиться о сохранении и увеличении популяции пчел.
Гектары опыления
Дмитрий Рахматулин уже 20 лет возглавляет лабораторию пчеловодства РУП «Институт плодоводства» Национальной академии наук. Здесь занимаются изучением зоотехнических и технологических условий содержания пчел, медосборных условий Беларуси. Он уверен, что пчеловодство — одна из важнейших составляющих аграрной отрасли. Ведь многие растения не способны самоопыляться и полностью зависят от полосатых тружениц.Если в начале 1990-х у нас насчитывалось более 600 тысяч пчелосемей, то сегодня цифра значительно меньше — около 210 тысяч, конкретизирует эксперт:
— Пчеловодство — фундамент сельского хозяйства. В Беларуси рапс — стратегическая культура. Мы сеем около 600–700 тысяч гектаров. И эти цифры будут увеличиваться. По нормам для опыления одного гектара необходимы две пчелосемьи, а для всего рапса — более миллиона.
Не обойдутся без опыления и плодовые сады, количество которых в последние годы стремительно растет. Каждый неопыленный цветок — это снижение урожайности. Все хозяйства, где есть сады, должны иметь пасеки, уверен Дмитрий Рахматулин:
— В народе говорят: молоко — у коровы на языке. Корма у животных должны быть качественные и сбалансированные. Пчелы являются одними из самых важных опылителей люцерны, клевера, донника, но при неправильной химобработке полей насекомые погибают. Агрономам очень важно соблюдать все технологии, проводить эти манипуляции в ночное или вечернее время. Молочная и мясная отрасли — локомотив развития агропромышленного комплекса, важная статья экспорта. Но нужно, чтобы все работало в связке. Законодательные акты не должны противоречить друг другу. Необходимы четкие и понятные требования, правила по содержанию крылатых питомцев, где будут учтены интересы всех сторон — пчеловодов, сельхозорганизаций, государства.
В советские времена в Беларусь за пчелами приезжали из всех уголков СССР. Но потом это направление пошло на убыль, как и учеба пчеловодов.
— Единственное учебное заведение, которое готовит пчеловодов-технологов, и то заочно, — Смиловичский государственный аграрный колледж. В Гродненском государственном аграрном университете и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии в Горках по этой теме читаются лекции. В то же время национальные центры по пчеловодству созданы в России, Азербайджане, в западных странах научно-исследовательскую работу в пчеловодстве курируют тематические кафедры, — констатирует Дмитрий Рахматулин.
По поручению председателя президиума НАН Беларуси Владимира Гусакова на базе РУП «Институт плодоводства» появилась уникальная возможность сплотить и скоординировать работу многих ученых для развития пчеловодства. В состав профильного кластера вошли все организации системы академии, в том числе опытные станции и зональные институты, работа которых так или иначе связана с сельским хозяйством, направлена на повышение эффективности медосборов.
— Думаю, в этом году будет хороший урожай меда в кластере — около 10 тонн. У нас проходят совещания, организовываются встречи, семинары, выдаются рекомендации. Наша лаборатория наладила производство вощины, которую создаем из воска, принятого у пчеловодов.
Дмитрий Рахматулин отмечает, что в Китае готовы покупать наш мед. Но частнику не по плечу наладить поставку продукта — нужно организовать закупку, провести анализы.
— Если выстроить процесс, белорусская отрасль значительно вырастет. В России высокий спрос на пчеломаток, пчелопакеты. В Беларуси хороший племенной материал. Этот вопрос также требует проработки. Особое внимание следует уделить развитию пчелопитомников. Мы можем стать «донором» качественного племенного материала. А ведь раньше нередко встречались случаи, когда пчеломаток к нам завозили инкогнито, — говорит эксперт.
Еще, по мнению специалиста, важно поддерживать многовековую самобытную традицию бортничества, получая высокоценный продукт. Ведь большое количество дуплистых деревьев естественным образом способствовало сохранению диких пчел в их исконных местах обитания. Первое упоминание бортей на территории Беларуси встречается в поэме Миколы Гусовского «Песня пра зубра» XVI века. Полесское бортничество внесено ЮНЕСКО в Список нематериального наследия человечества.
— Бортничество — важный аспект сохранения биоразнообразия, — акцентирует внимание Дмитрий Рахматулин. — Лесная труженица, которая исторически обитала на территории Беларуси, должна быть сохранена в местах, где ведется минимальная хозяйственная деятельность — Беловежской пуще, Национальном парке «Припятский», Полесском радиационно-экологическом заповеднике.
Сладкий рецепт
Мед почти на 80 % состоит из различных углеводов. Они отлично усваиваются и служат источником энергии. Врач-терапевт, диетолог Татьяна Челак отмечает:— Преимущество меда перед сахаром в том, что в этом продукте содержится масса важнейших нутриентов: магний, кальций, железо, медь, йод. Также в состав меда входят ферменты инвертаза, диастаза, каталаза, кислая фосфатаза и другие, способствующие ускорению обмена веществ в организме. Этот продукт — кладезь органических кислот (яблочная, винная, лимонная, молочная и щавелевая), пантотеновой и фолиевой кислот, витаминов B2, B6, H, K, E, PP, C, .
По словам диетолога, уникальный состав продукта повышает иммунитет благодаря насыщенному содержанию антиоксидантов, обладает противовоспалительным действием, замедляет процессы старения, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, ускоряет метаболизм, нормализует микрофлору кишечника.
— Мед имеет много полезных свойств, но воспринимать его нужно как сладость из-за высокой калорийности (в 100 г — более 300 ккал), — предупреждает Татьяна Челак. — Отказаться от этого продукта стоит тем, у кого есть аллергия на него, и в меру употреблять людям с лишним весом.
Жанна Чернявская, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию:
— Производством меда занимаются во всех регионах страны, но преимущественно в Витебской и Брестской областях. Натуральный продукт поставляется в продажу почти с 60 наших предприятий. Необходимость развития пчеловодства в стране определяется несколькими факторами: ростом спроса населения на экологически чистый продукт, сохранением природной экосистемы и биологического разнообразия, повышением урожайности и другими. На одного белоруса в среднем за год приходится 250 г лакомства. Болезненный момент, который тормозит развитие отрасли, — гибель пчел. Также встречаются случаи, когда пчеловодам нелегко сбыть продукт хорошего качества из-за большого количества на прилавках дешевого импортного или фальсифицированного меда.
Побочное сырье используют фармакологические концерны для производства лекарств, мазей и биологических добавок. Эти факторы дают пчеловодам стимул для наращивания объемов производства. Министерство сельского хозяйства организовывает деловые встречи с представителями отрасли, на которых специалисты обмениваются опытом, рассматривают вопросы о предотвращении гибели пчел от пестицидов на полях, находят способы для решения различных проблем. По программе «Аграрный бизнес на 2021–2025 годы» из госбюджета ежегодно выделяются средства для удешевления стоимости содержания пчелиных семей, разрабатываются правила ведения пчеловодческого хозяйства на пасеках всех форм собственности, проводятся независимые экспертизы по качеству меда и выявлению недобросовестных поставщиков.
В прошлом году был отменен для физлиц, содержащих пасеки, подоходный налог от продажи соответствующей продукции. В перспективе планируется внедрять современные технологии производства, которые снизят долю ручного труда в процессе добычи меда. Например, предлагается применить новейшую альтернативу натуральным восковым сотам — пластиковую модификацию, усовершенствовать конструкцию ульев. Чтобы мед занял достойное место в списке экспортных товаров Беларуси, планируется укрупнить производства. Это позволит создать предприятия промышленного масштаба с установкой автоматических линий для откачки меда, воскотопки.
infong@sb.by