Более 70 лет витебское ОАО «Керамика» производит кирпич. За десятилетия предприятие прошло тернистый путь с подъемами и спадами, однако его продукция всегда была востребована у потребителей. Вот и сейчас производственный конвейер едва успевает за спросом: завод уже получил оплату за ту продукцию, которая еще только выпускается. По итогам девяти месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года прибыль от реализации кирпича выросла втрое. Что помогает заводу сегодня сохранять конкурентоспособность на рынке? В поисках ответа на вопрос корреспонденты «Р» отправились на завод.
В ногу со временем: одно из старейших предприятий Беларуси ОАО «Керамика» изучает спрос и модернизирует производство.
Трудное решение
Возле административного здания ряд автомобилей. Территория вокруг выглядит чистой и ухоженной. На заводской площадке рабочие укладывают кирпичи на поддоны, которые тут же отвозит погрузчик. Видно, что работа спорится и предприятие на подъеме.— С долгами рассчитались, зарплаты подняли и даже дивиденды выплатили, — с удовлетворением информирует генеральный директор ОАО «Керамика» Петр Прижитомский. — Но не думайте, что все так просто, — предыдущие несколько лет для нашего предприятия были очень непростыми.
В год ОАО «Керамика» производит 32 миллиона штук кирпича, или около 90 тысяч штук в сутки.
Обжиговые печи ОАО «Керамика» работают на газу. Оплата за голубое топливо составляет 50 процентов от всех затрат. Когда в 2015-м вырос курс доллара, к которому была привязана оплата за газ, накопился долг около миллиона долларов. Возникли проблемы и со сбытом. Но предприятие, которое, казалось, было на волосок от гибели, решили спасать во что бы то ни стало. Отказались от убыточных видов продукции, в течение пяти лет сокращали производство. Гендиректор признается, что это было очень тяжелое решение:
— Говорят, хирург делает больно, чтобы потом жилось хорошо. Так и мы кому-то делали больно, чтобы спасти жизнь предприятию.
Сплав опыта и молодой энергии
Сохранился костяк коллектива — те работники, кто вместе с заводом пережил взлеты и падения, кто отдал ему большую часть своей жизни и души.— В основном остались те, кто пришел сюда много лет назад по окончании техникума или вуза. У нас здесь шутят: пришли пионерами, уйдем пенсионерами, — улыбаясь, говорит Игорь Кирпиченко, который возглавляет сердце «Керамики» — цех № 1, где производят кирпичи. Начинал Игорь Васильевич в 2003-м с обычного рабочего.
Начальник цеха № 1 Игорь Кирпиченко, начинавший карьеру на предприятии рабочим, сегодня знает все о продукции завода.
Не один десяток лет на предприятии трудятся мастера Татьяна Соболева, Татьяна Набережнева, Вячеслав Дебелый, оператор перегружателя Геннадий Кривошей, садчик Сергей Дубровский.
— Уйти в другое место? Ни разу не хотелось, — признался еще один старожил завода машинист передаточного моста Леонид Лобачев. — До сложностей 2015 года у нас всегда были высокие зарплаты, я, например, квартиру построил. Последние месяцы тоже хорошо платят. И это говорит о том, что предприятие, решив проблемы, развивается дальше. Здесь и жена отработала 19 лет, и племянники. Много было династий. Коллектив у нас сплоченный, руководство уважительно относится к рабочим. Что еще нужно?
Машинист Леонид Лобачев гордится тем, что в успехах завода есть частичка и его труда.
Опытных работников постепенно разбавляют молодые специалисты. Теперь качество продукции в цеху контролирует инженер-технолог Карина Андриянова, которая пришла на ОАО «Керамика» по распределению БГТУ в марте 2022-го.
— Я очень довольна своим первым рабочим местом, — охотно поделилась девушка. — Здесь намного интереснее, чем на предприятии, где я проходила практику. И в коллективе чувствую себя комфортно. Как иногородней, а я родом из Хотимского района, мне дали комнату в заводском общежитии в шести минутах ходьбы от завода.
Качество продукции в цеху контролирует инженер-технолог Карина Андриянова, которая пришла на ОАО «Керамика» по распределению БГТУ в марте 2022-го.
Вышли на стабильную работу
Сейчас ОАО «Керамика» уверенно смотрит в завтрашний день. Долг за газ погасили благодаря кредитам, а их полностью закрыли в начале года. Теперь предприятие ничем не обременено, рентабельное, вовремя платит налоги и зарплату. К слову, за сентябрь средняя заработная плата по заводу — 1445 рублей.— 2021 год мы закрыли с рентабельностью, 100-процентной загруженностью, выполнили 90 процентов показателей, доведенных нам наблюдательным советом. По итогам девяти месяцев рентабельность составила более 20 процентов, прибыль от реализации — около четырех миллионов рублей. Это, если сравнивать с прошлым годом, в три раза больше. Мы работаем по предоплате, и в этом году сложился даже дефицит продукции, оплачена та, что еще только производится, — с удовольствием рассказала о нынешнем положении дел Алла Кузменкова, заместитель генерального директора по экономическим вопросам.
ОАО «Керамика» — экспортно ориентированное предприятие. Раньше витебский кирпич поставляли в Россию, Украину, Молдову, Казахстан. Сейчас приблизительно 70 процентов продукции экспортируется в Российскую Федерацию, ее знают в каждом регионе — от Калининграда до Владивостока.
Съемщик-укладчик Сергей Климков — один из самых опытных работников предприятия.
— Думаю, в этом свою роль сыграла пандемия. Люди, побывавшие в изоляции, особенно это коснулось России, дружно двинулись за город. Для уюта нужна печка, а на природе хочется шашлычка, барбекю. Вот и стали россияне активно строить печи, камины, мангалы. В 2020-м наш завод взял удачный производственный старт, позитивная тенденция продолжается до сих пор. Прошлый год завершили с плюсом, 2022-й также заканчиваем достойно, — резюмировала Алла Дмитриевна.
У предприятия свои подъездные железнодорожные пути, поэтому продукцию отгружают не только автомобильным транспортом, большой объем уходит вагонами. Чтобы упростить расчеты с российскими потребителями, в Смоленске создали свой торговый дом, через который проходит около 30 процентов от всего экспорта.
Всегда в движении
У ОАО «Керамика» своя ниша. Витебский керамический кирпич часто берут для строительства и реставрации храмов и исторических памятников, из него во многих городах Союзного государства выросли целые микрорайоны.Популярен витебский кирпич и среди печников Беларуси и России. Благодаря местным глинам и определенным технологиям он получается гладкий и красивого красного цвета — идеален для кладки печей, каминов.
Но почивать на лаврах некогда — большая конкуренция, особенно на российском рынке. Поэтому предприятие ищет, как можно снизить себестоимость продукции, чтобы предлагать более низкую цену, не перестает искать и новые рынки сбыта, постоянно изучает спрос. Так в ассортименте появились фигурные кирпичи с закруглениями с одной стороны, в виде карниза, которые помогают печникам класть красивые нестандартные печи.
В год ОАО «Керамика» производит 32 миллиона штук кирпича, или около 90 тысяч штук в сутки. Сортировка происходит вручную, поэтому брак исключается.
Завод изготавливает продукцию из собственного сырья, добываемого из карьера, который находится неподалеку от предприятия. Но там глины осталось на год-полтора, поэтому планируют отвод нового участка, где можно было бы работать еще 15–20 лет.
При работе с сырьем оборудование быстро изнашивается, поэтому его постоянно обновляют. Там, где можно упростить и усовершенствовать процессы, осовременивают производство, применяя электронику, автоматику. Установили агрегаты по выработке собственной электроэнергии.
— Сейчас самая главная для нас задача — заменить обжиговые печи, которым более 40 лет, чтобы минимизировать расход газа на обжиг, — поделился планами Петр Прижитомский.
И она, не сомневаются на предприятии, будет решена. Для оптимизма есть основания. Год заводчане закроют с хорошей рентабельностью и прибылью, создав надежный фундамент для новых перспектив.
alimova@sb.by