Не знаю, как вы, а я прочитанную газету в мусорку не выкину. Положу ее в стопочку и пообещаю себе, что как-нибудь отнесу в специальный контейнер для дальнейшей переработки. Сказывается пионерское детство и усвоенный на десятилетия призыв «сохранять лес — наше богатство». Тогда каждый килограмм макулатуры давался часами изнурительного бега по подъездам-этажам-квартирам. Нередко такие пробежки заканчивались увесистыми пачками пожелтевшей прессы и спрессованными картонными коробками в обеих руках.
Так в то время выглядела забота об экологии. Справедливости ради добавлю, что можно было еще и металлолом сдавать, и тряпье, и бутылки. А вся «зеленая экономика» заключалась в том, чтобы нести этот полезный мусор не в школу, а в пункты приема. Там в обмен давали деньги или «марочки» на право купить потом дефицитную литературу. Сегодня концепция получения прибыли из бережного отношения к окружающей среде куда шире. О некоторых методах, применяемых за границей, узнаем из прессы и по случаю от знакомых, а некоторые уже успели укорениться и неплохо себя зарекомендовать у нас в стране.
Поговорить на эту тему меня подтолкнул серьезный повод: сегодня в Новогрудке открывается XV Республиканский экологический форум. Год за годом наблюдаю за ходом этого мероприятия и всегда отмечаю важную деталь: участники собираются здесь совсем не для того, чтобы свои доклады почитать и поспать во время чужих. Каждый раз речь идет о реализации конкретных проектов, за которыми стоят не только интересные разработки в самых разных сферах, но и столь непривычный для нашего времени энтузиазм. Наши производственники готовы быстро и охотно внедрять у себя элементы зеленой экономики, но только если показать им конкретные примеры ее коммерческого успеха.
Помню, три года назад в качестве эксперимента в Бресте организовывалось предприятие по выпуску из неликвидной древесины. Пни, шпалы, старая мебель — все то, что раньше шло на свалку, должно было стать топливом. Конечно, такой проект априори не может быть масштабным: мы еще не научились обеспечивать бесперебойные поставки вторсырья на крупнотоннажные производства. Достаточно в этом контексте вспомнить наши бумажные фабрики, которые по этой причине вынуждены работать на импортном сырье — той самой макулатуре.
Зато идею энтузиастов подхватили опытные промышленники, заинтересованные в получении прибыли из каждого сантиметра находящихся в их распоряжении основных фондов и сырья. К примеру, в Гродненской области сегодня сложно найти жилищно-коммунальное хозяйство, которое до настоящего времени не обзавелось своей дробилкой. Логика тут простая: производство деревянных изделий есть — отходов уже нет.
В этом году форум снова станет демонстрационной площадкой, которая должна убедить потенциальных инвесторов: прибыль и экология — вещи совместимые. Только за прошедший год в Новогрудке появилось несколько объектов зеленой экономики. Это улица с «умным» освещением, которое включает светодиодные фонари не по графику, а по необходимости: только тогда, когда на улице начинает смеркаться. А также поляна солнечных батарей, которые снабжают энергией районную больницу. И электротрактор, который вот-вот получит Новогрудский аграрный колледж для ведения экологического земледелия. Это из глобального.
Менее масштабный, но не менее интересный проект сейчас только набирает обороты. Кстати, читатели нашей газеты первыми узнают об этом. Оказывается, экологи отыскали в Новогрудке единственную в нашей стране умелицу, которая помнит, как вязать самые настоящие авоськи. Почти 40 лет назад она работала на таком поточном производстве, а сегодня снова взялась за нитки и челнок, чтобы поддержать модное движение по отказу от пластика. Говорят, узелковые сетки ручной работы нынче — последний писк моды в Милане. Так почему бы двум модам — на авоськи и на экологию — не показать пример гламурного сотрудничества на благо следующих поколений?
charovskaya@sb.by
Сегодня в Новогрудке открывается Республиканский экологический форум
Прибыль и экология совместимы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.