Сегодня в Пинске на базе Полесского государственного университета состоялось установочное заседание Совета молодых ученых, который создан при Министерстве образования Беларуси. В его работе приняли участие десятки аспирантов, кандидатов наук из разных вузов страны. С представителями нового поколения научной элиты Беларуси встретился министр образования Игорь Карпенко.
Совет молодых ученых призван стать консультативно-совещательным органом, который будет участвовать в решении самых разных задач — от популяризации науки до совершенствования государственной поддержки молодых ученых. В Министерстве образования от членов нового совета ждут прежде всего свежих идей и конкретных шагов по их воплощению.
— Ежегодно в рамках Дня белорусской науки Министерство образования проводит встречи с представителями университетской научной молодежи. В этом году было принято решение о создании Совета молодых ученых. Мы видим, насколько важные проблемы вы поднимаете, предлагаете варианты их решения. Нам нужна постоянная площадка для активного обмена мнениями по актуальным вопросам, — сказал Игорь Карпенко.
Министр образования напомнил, что в восьми вузах Беларуси реализуется экспериментальный проект по внедрению модели «Университет 3.0». Главная задача — создание инновационной среды. В министерстве рассчитывают, что молодые ученые внесут свою лепту в становление и развитие проекта. Игорь Карпенко также поделился своим видением задач, на которые члены совета должны обратить внимание в первую очередь:
— Во-первых, это повышение качества аспирантуры. В 2019 году диссертации в пределах установленного срока обучения защитили 9,5% аспирантов. Это низкий показатель. Необходимо выработать предложения как по повышению мотивации соискателей ученой степени, так и по совершенствованию условий для проведения диссертационных исследований. Сегодня нужны новые, прорывные идеи. В этом и заключается одна из задач современного университета.
Еще одно направление — создание и поддержка наукоемких стартапов. Игорь Карпенко обратил внимание на важность их практической реализации:
— Проекты должны реализовываться на практике, доводиться до коммерческой стадии,в том числе силами университетов. Необходимо поддерживать перспективные разработки, всячески их продвигать. Министерство образования ежегодно проводит конкурс научно-исследовательских работ. В 2020 году для поддержки 133 проектов из республиканского бюджета выделено 500 тысяч рублей.
Также среди важных направлений деятельности Совета молодых ученых внедрение новых подходов в деле популяризации науки среди детей. По мнению министра, молодые ученые могут стать примером для школьников, которые сегодня выбирают свой жизненный путь:
— Важно встречаться с ними. Не читать сложные лекции, не выступать с назиданиями, а просто разговаривать. Рассказывать о своем пути в науку, о своем опыте, достижениях. Ребятам важно видеть успешного человека, который нашел себя и занимается любимым и важным делом. Так что на вас мы возлагаем не только надежды, но и определенную ответственность.
Во время встречи с министром образования обсуждались кадровый потенциал вузов, повышение престижа научной деятельности, социальная поддержка молодых ученых. Игорь Карпенко отметил, что все идеи и предложения членов совета будут рассмотрены в Министерстве образования.
Первым председателем Совета молодых ученых был избран заведующий кафедрой торгового и рекламного оборудования БНТУ кандидат технических наук Алексей Ермаков. С корреспондентом sb.by он поделился своим видением тех задач, которые стоят перед Советом молодых ученых:
— В первую очередь мы должны сосредоточиться на кадровом потенциале учреждений образования. Не секрет, что определенные проблемы сегодня существуют. Важно, чтобы в наши вузы приходили молодые кадры, чтобы они работали в связке с опытными коллегами. Поэтому особое значение приобретают популяризация науки, повышение статуса молодого ученого, работа с сегодняшними школьниками. Не менее важное направление — коммерциализация научных разработок. Одно дело просто заниматься какими-то проектами, которые затем пылятся в папках, и совсем другое — наладить взаимодействие между бизнесом, госпредприятиями, учреждениями образования, чтобы интересные и перспективные разработки не оставались незамеченными.